Иранское влияние в Израиле началось много лет назад, но с начала 2020-х годов оно только усилилось. Анализ данных показывает, что Иран использует цифровой таргетинг, социальные сети и онлайн-коммуникации для вербовки шпионов. Такие платформы, как Telegram, WhatsApp, Instagram и Facebook, играют ключевую роль в этой стратегии, позволяя Ирану вербовать людей с помощью финансовых, социальных или психологических мотивов.
Иран делает ставку на людей, которые сталкиваются с финансовыми, социальными или психологическими трудностями. Анализ недавних случаев показывает, что большинство завербованных для шпионажа — представители меньшинств, недавние иммигранты или люди, не ощущающие своей принадлежности к израильскому обществу. Кризис доверия к режиму и опасения за будущее создают очень важные стимулы для сотрудничества с Ираном. Социологический анализ этой тенденции показывает, что Иран использует слабость социальной сплочённости и идентичности в израильском обществе и проникает в него таким образом. Читайте далее:
Дело Роя Мизрахи и Альмога Атиаса.
Одним из самых ярких примеров иранского шпионажа в Израиле является дело Роя Мизрахи и Альмога Атиаса. Эти двое 24-летних молодых людей, живших в городе Назр недалеко от Хайфы, были завербованы иранскими шпионскими сетями.
Поначалу их задания были простыми и на первый взгляд незначительными: фотографировать дома, записывать объявления о продаже автомобилей и писать антиправительственные сообщения. Но со временем их задачи усложнились: они стали устанавливать камеры видеонаблюдения и собирать информацию о высокопоставленных израильских чиновниках и военных базах. Кризис идентичности и недоверие к будущему режима снизили их восприимчивость к государственным ценностям, из-за чего их стало легче вербовать иностранным шпионским сетям.
Дело Бассема и Тахера Сафади
Ещё один важный пример — дело Бассема и Тахера Сафади, жителей друзской деревни Масада, которых обвинили в сотрудничестве с Ираном. Под руководством своего отца Тахер собирал информацию о передвижениях израильской армии на Голанских высотах и отправлял её репортёру иранского телеканала. Этот случай показывает, что Иран использует семейные и социальные связи для создания шпионских сетей и пытается получить конфиденциальную информацию, завоевывая доверие. Недоверие к будущему израильского режима, ощущение неэффективности правительства и кризис внутренней легитимности создали условия, в которых социальные и семейные связи могут легко стать инструментом иностранного влияния.
Дело Шимона Азарзара
Во время 12-дневной войны Израиля против Ирана 27-летний Шимон Азарзар был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Тегерана. По данным CNN, он в течение года общался с иранскими агентами в интернете и передавал Ирану секретную информацию о вооружённых силах и военно-воздушных силах, в том числе изображения авиабазы Рамат-Давид и мест нанесения ракетных ударов. Азарзар даже предоставлял подробную информацию об ударах во время иранских ракетных атак и работал на иранских агентов за плату, в том числе за 333 шекеля в криптовалюте.
Прокуратура сообщила, что в какой-то момент во время 12-дневной войны Азарзар даже отправил сообщение иранскому агенту, спасаясь от иранского ракетного обстрела: «Я сейчас убегаю от ваших ракет и могу сообщить вам информацию о конкретном месте, которое было поражено». Ранее Азарзар работал в подрядной компании, которая с ноября 2024 года по март 2025 года выполняла проекты для израильской армии, полиции и оборонной компании Rafael.
