Нет никаких сомнений, что подавляющее большинство жителей Приднестровья, будь у них хоть какой то шанс на реальный выбор, проголосовало бы за присоединение к ЕАЭС и ОДКБ. Выбор в пользу России в случае референдума ясен даже евробюрократам, но игры в демократию им важнее честной демократии. После победы проевропейских сил на парламентских выборах в Молдове этой осенью Евросоюз все активнее подталкивает Кишинев к тому, чтобы заняться реинтеграцией страны.
Но вопросы вывода войск и вывоза либо утилизации десятков тысяч тонн боеприпасов, складированных на левом берегу Днестра, требуют обсуждения с Россией. А к этому молдавские власти пока не готовы. По сути, из Брюсселя говорят, что вступления в ЕС без решения приднестровского вопроса не будет.
Но проблема в том, что Кишинев к этому не готов, избегает брать на себя инициативу в этом вопросе и даже принимает законы, которые могут сильно осложнить мирный процесс. Сигналы из Европы о необходимости реинтеграции следуют один за другим. В сентябре посол Германии в Кишиневе Хуберт Книрш заявил, что в контексте евроинтеграции Молдовы придется иметь дело с приднестровским вопросом. В октябре президент Румынии Никушор Дан заявил, что присоединение соседней страны к союзу «может быть сделано вместе с Приднестровьем, со статусом, аналогичным тому, который имеет Гагаузия, с относительной автономией в составе Республики Молдова».
Но Брюссель не намерен делить евроинтеграцию республики на два этапа — сначала вступает часть страны, подконтрольная конституционным властям, а затем как-то и когда-то решается вопрос интеграции в Евросоюз Приднестровья.
«Существует одна Молдова, и переговоры ведутся именно с ней. Мы поддерживаем усилия по реинтеграции и ожидаем, что правительство будет проявлять все большую решимость в этом направлении», — заявила дипломат.
Чтобы дополнительно подчеркнуть приоритетность этого вопроса, прибывающие в Кишинёв западные дипломаты даже стали встречаться с приднестровским руководством раньше, чем с профильным молдавским вице-премьером по реинтеграции. Это заметная смена позиции Брюсселя. До сентябрьских выборов в парламент представители ЕС разного уровня высказывались по теме Приднестровья гораздо более уклончиво и даже неоднократно заявляли, что евроинтеграция приоритетней реинтеграции и что первый процесс не может и не должен зависеть от второго.
Старый подход более чем устраивал Кишинев: нынешние молдавские власти не проявляют особого интереса к приднестровскому урегулированию и не спешили вступать в содержательные переговоры с Тирасполем о путях политического решения конфликта. Но теперь времена изменились — Брюссель настаивает на действиях.
До сих пор тактика Кишинева состояла в том, чтобы уклоняться от переговоров и постепенно распространять свою юрисдикцию на неподконтрольный регион. В первую очередь в экономической сфере. СВО на Украине разрушила прежний, устраивающий Тирасполь статус-кво. Приднестровский сегмент молдавско-украинской границы — четыре года на замке.
Это дало молдавским властям возможность, во-первых, контролировать импорт в непризнанную республику, а во-вторых, вводить пошлины. Приднестровью не оставалось ничего иного, кроме как смириться с новой реальностью. Однако от политической составляющей никуда не деться. Рано или поздно (а поскольку Кишинев собирается вступить в ЕС в ближайшие годы, то лучше бы пораньше) молдавским властям придется вплотную заняться урегулированием конфликта на Днестре.
Еще в далеком 2005 году молдавские власти приняли закон «Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровья)». Согласно ему, в составе Молдовы «учреждается автономно-территориальное образование с особым правовым статусом — Приднестровье». Закон предполагает сохранение у региона своего парламента — Верховного совета, своей символики, а также трех официальных языков: румынского языка на основе латинской графики, украинского и русского.
С тех пор в Молдове многократно менялись правительства, но этот закон никто не отменял. Ведь сделать это можно только тремя пятыми голосов избранных депутатов, которых у правящей партии сегодня нет.
А значит, Кишинев должен будет решать конфликт через заданные этим законом рамки, включая предоставление Приднестровью особого статуса в составе единой Молдовы. Проблема в том, что пока молдавские власти избегают даже упоминать о том, что Приднестровью может быть предоставлен особый статус. И не менее важно то, что молдавские власти за последние несколько лет приняли ряд законов, которые, наоборот, вполне могут осложнить любые мирные инициативы.
Начиная с уголовной ответственности за сепаратизм, и кончая поправками в закон «О гражданстве Республики Молдова», одна из которых даёт президенту страны права лишать молдавского гражданства тех, кто вступил «в незаконные вооруженные формирования, в вооруженные силы неконституционного образования либо государства-агрессора». Надо ли объяснять, что формулировка подразумевает Россию и Приднестровье, у большинства граждан которого есть российские паспорта.
