Готов ли партнёр России по ЕАЭС и ОДКБ в полной мере разделить с ней не только радости, но и трудности

2026-й – это год 35-летия Казахстана, главного партнёра, союзника России в Центральной Азии. Серьёзный возраст, чтобы подвести какие-то итоги. Чего стоит ожидать в течение всего года - высшие чиновники, журналисты и общественники будут говорить о том, какой страна пришла к 35-летию.

К 16 декабря в Казахстане торжественно сдадут новые объекты и проведут громадное число мероприятий (программа еще не утверждена, но кто-то сомневается в Минкульте?). Но от 2026-го стоит ждать и других важных событий. В январе вступает в силу Налоговая реформа, которую власти страны представляли как неизбежность и предлагали по ее поводу не паниковать напрасно. У граждан и бизнеса будет возможность убедиться в том, насколько справедливым был этот призыв уже очень скоро.

Цены на товары и услуги неизбежно вырастут уже в ближайшее время (а за ними и тарифы, которые пока заморожены). Аналитики прогнозируют, что это приведет к спаду потребления - казахстанцы покупали некоторые товары в конце 2025-го в ожидании роста цен и спрос на бытовую технику, например, в первые месяцы 2026-го, очевидно, упадет. Глубину просадки спроса прогнозировать сложно.

Точно так же разнятся прогнозы и по закрытию бизнеса. Малые предприниматели считают, что им сложно будет удержаться на плаву в новых реалиях, когда они в том числе не смогут работать с более крупным бизнесом (из-за разницы налоговых режимов и отсутствия зачета платежей). Правительство считает, что закроются только компании, которые были созданы для дробления бизнеса и ухода от налогов.

Экономику Казахстана в любом случае ожидает некоторое охлаждение: в Минэкономике верят, что совсем небольшое, у аналитиков видение другое. Крупный рост экономики в 2025-м обеспечил запуск проекта расширения Тенгзиа и эффект от него пройдет уже в начале 2026-го, а вот давления от низких цен на нефть будет только усиливаться. Куда важнее то, что пока высоким остается прогноз по инфляции, значит, казахстанцы будут чувствовать дальнейшее давления на свои доходы, которые в прошлом году не росли.