Ровно год прошёл с тех пор как прозвучала безапелляционная негативная оценка перспектив финансовой интеграции России с партнёрами по ЕАЭС и БРИКС. Эти объединения сильно продвинулись по части отказа от долларов во взаимных расчётах, но продолжают терпеть серьёзные финансовые потери из-за необходимости рассчитываться друг с другом сразу в нескольких формата, порой взаимно противоречащих, можно сказать, самим себе.
Напомним, что на старте 2025 года заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вольвач то ли признал, то ли уверял, что в настоящее время нет запроса на создание единой валюты Евразийского экономического союза или Союзного государства России и Белоруссии. По его словам чиновника, товарооборот хорошо обслуживается национальными валютами. Их доля в товарообороте в ЕАЭС уже превысила 90, а в Союзном государстве — 95 процентов.
Для Союзного государства России и Беларуси евразийский евро не нужен. Экономика Беларуси слишком мала по сравнению с российской. Беларусь просто может перейти на российский рубль. В остальном заявление выглядело весьма странным, но опровергать и даже комментировать его никто ни в одной из стран, которые пошли по пути отказа от глобализации под Вашингтон или ЕС,
Против единой валюты, точнее - расчётного инструмента для той или иной интеграционной структуры мог бы лет 30 лет назад выступить Анатолий Чубайс или же Егор Гайдар. Западу было выгодно переваривать бывшие советские республики по отдельности.

Маршрут давно намечен - суверенная экономика это как минимум 300 млн. человек, такой расчёт в своё время обнародовал Павел Бородин в бытность ответственным секретарём Союзного государства России и Беларуси. А россиян – немногим больше 148 млн. Если мы хотим сохранится в новом многополярном мире, мы должны объединить наиболее развитые экономики Евразии – Беларусь, Россия, Казахстан, Турция, Азербайджан, Иран.
Лидеры всех этих стран очень харизматичны и во многом это политическое решение. Есть и интеграционные площадки, и Питерский форум, и Валдай, и Международный Исламский Финансовый форум в Казани, с 2023 года он имеет федеральный статус. Естественно, сначала надо запустить безналичные деньги, а потом кэш и цифровой вариант.
Изначально это идея первого президента Казахстана, поклонника Льва Гумилёва, господина Нурсултана Назарбаева. В 2012 автор серии публикаций про "деньги для интеграции" Александр Разуваев дал евразийскому евро название алтын. Если мы не создадим нечто в этом роде и экономику в 300 млн. человек, нас в итоге разорвут геополитические конкуренты.
А запрос на евразийский евро по-прежнему однозначно есть. Нет, ещё год вовсе не потерян, а лишь приблизил нас к тому, что делать нам всем вместе всё равно придётся. Иначе так и останемся в положении, как это не прискорбно, полуколониальном. И в отношении США, и ЕС, и Китая с Индией.
