На БАМе расширят «бутылочное горлышко»

Постройка нового Северомуйского тоннеля на Байкало-Амурской магистрали (БАМе) обойдется в 260,79 миллиарда рублей. Такие расчеты приводятся в анализе проекта, выполненного Институтом экономики и развития транспорта (ИЭРТ).

Анализ проводился по заказу АО «РЖД». По оценке ИЭРТ, стоимость строительства тоннеля составляет порядка 190 миллиардов рублей без НДС. Сумма в 260,79 миллиарда рублей получилась с учетом дефляторов и индексов цен производителей до 2024 года.

Летом источники оценивали стоимость проекта в 100 миллиардов рублей. Отмечается, что это единственный крупный проект на БАМе, которому удалось привлечь частного инвестора. В конце августа «Сибирский антрацит» уведомил РЖД о своей готовности принять участие в стройке.

Тоннель — одно из самых узких мест на БАМе. Его пропускная способность составляет 16 пар поездов в сутки, или 16 миллионов тонн. Учитывая перспективы роста грузопотока на восток в августе был поднят вопрос строительства нового Северомуйского тоннеля, которое может занять не менее 10 лет.

ТЭО сформировано из расчета пропуска дополнительных 34 пар поездов в сутки. ИЭРТ подсчитал, что инвестиции в пропуск этого груза по участку БАМа Тайшет—Комсомольск составят 950,2 млрд руб., по Транссибу — 1103,1 млрд руб. Наиболее целесообразным сочтен вариант пропуска по БАМу со строительством нового Северомуйского тоннеля. Однако ученые оговариваются, что приведенные показатели реализуемы только при очень плотном движении — с интервалом попутного следования поездов не более 10 мин.

Строительство тоннеля оказалось наиболее рациональным вариантом увеличения пропускной способности магистрали. Инвестиции в расширение грузопотоков по участку БАМа Тайшет — Комсомольск составят 950,2 миллиарда рублей, по Транссибу — 1103,1 миллиарда рублей.

БАМ является одной из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Проходит по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии и Якутии, Хабаровскому краю. Постановление «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги» вышло в 1932 году. В 1989 году подписан акт о приемке в постоянную эксплуатацию последних перегонов БАМ.