Часть 2. Патриарх мировой политики не раз предлагал российско-американский союз против Китая

Окончание. Начало см.

От редакции. Этому тексту чуть меньше пяти лет, Но с тех пор мало что изменилось. Легендарный американский политик, дипломат, бывший госсекретарь США Генри Киссинджер, который 27 мая отметит 100-летний юбилей, в пространном интервью авторитетному The Economist снова с пониманием говорил о России и о Путине, и снова напирал на жёсткое противостояние с Китаем.

На днях мы опубликуем и сам текст пространного интервью, и наш комментарий к нему. Что называется, читайте и сравнивайте.

***

Дональд Трамп проявлял признаки интереса к стратегии Киссинджера и после начала своего президентства, свидетельствуют источники The Daily Beast. Но широкой поддержки в американских политических кругах политика «противовеса» пока не получила. В этой связи интересен состоявшийся в Хельсинки 16 июля первый двусторонний саммит Владимира Путина и Дональда Трампа.

«Это была встреча, которая должна была состояться. Я выступал за это уже несколько лет», — прокомментировал встречу двух президентов Киссинджер.

А вот американские политики обрушились на Трампа с жестокой критикой, обвиняя его в «предательстве» из-за слишком мягкой, по их мнению, позиции главы США по отношению к России. В Соединенных Штатах многие негодовали по поводу якобы симпатии американского лидера к Владимиру Путину. Однако если исходить из стремления Трампа наладить диалог с Москвой для противостояния КНР, вопрос о личной симпатии отпадает сам собой.

Один из бывших представителей администрации Трампа после саммита в Хельсинки заявил американским СМИ, что поведение Трампа на переговорах с Путиным можно трактовать как раз как «игру Никсон-Китай наоборот». «Россия и Китай активно взаимодействуют друг с другом, и это убийственная комбинация, когда они вместе», — пояснил он.

Главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Александр Ломанов отмечает, что во внутриамериканском контексте новость о том, что Киссинджер рекомендовал Трампу сотрудничать с Россией, чтобы противостоять Китаю, может представлять выгоду для президента.

«Это напоминание о том, что у Трампа есть стратегия, которая способна помочь Америке справиться с трудностями, преодолеть главного соперника, а все внутренние распри — демократы, расследование Мюллера — не дают ему провести эту мудрую политику союза с Россией против Китая. С точки зрения оправдания нынешних и будущих трудностей Трампа это очень хорошо — потом он сможет сказать, что сам Киссинджер давал ему такой совет, но ему мешали и сделать он ничего не смог», — говорит Ломанов.

В то же время Тимофей Бордачев обращает внимание на тот факт, что Трамп несравнимо более ограничен в своих возможностях, чем был 37-й президент США Ричард Никсон 45 лет назад, когда госсекретарь Генри Киссинджер добился установления дипотношений США и КНР, убедил президента проводить встречи с председателем КНР Мао Цзэдуном и создавать альянс против Советского Союза.

«У Трампа сейчас гораздо меньше возможностей, американское общество находится в кризисе, поэтому сейчас, к сожалению для Киссинджера, эта схема не сможет сработать», — констатирует Бордачев.

Знаменитый план Киссинджера по созданию альянса с Китаем для сдерживания Советского Союза относится к периоду, когда в КНР шла на спад культурная революция, начавшаяся в 1966 году. Однако острая полемика между компартиями КНР и СССР началась еще до этого — в 1964-1965 году. В годы культурной революции в Китае Советский Союз обзывали ревизионистской страной, и Пекин фактически готовился к войне с Москвой.

По словам Александра Ломанова, сегодня лозунг тех времен — «готовиться к войне, готовиться к бедствиям и делать все для народа» — немыслимо представить в современной России применительно к Китаю, поскольку сейчас между двумя странами установились отличные отношения.

«Никсон и Киссинджер в то время очень успешно разыграли эту партию, воспользовавшись глубоким антисоветизмом Мао Цзэдуна, который к тому времени не любил Москву, очень плохо относился к советскому руководству, подозревал его в намерении повторить в Китае чехословацкий опыт, и были опасения, что сейчас СССР так же вторгнется в Китай, чтобы установить какой-то «правильный» социалистический строй, как в свое время произошло в Чехословакии», — отмечает эксперт, подчеркивая, что сейчас невозможно представить себе такую паранойю и безысходность в российско-китайских отношениях.

Сейчас Киссинджер исходит из того, что лучше не пытаться бороться с соперниками сразу на двух фронтах, а сосредоточиться на одном направлении, поясняет Ломанов. Однако у Вашингтона нет такой цены, которую он мог бы предложить России, чтобы у Москвы появился выбор между США и Китаем.

Мао Цзэдуну США предложили выход из изоляции и военные технологии. Сейчас подобная постановка вопроса нереальна. Представить себе, что сейчас Америка может стать инструментом продвижения технической и военно-технической модернизации России — это просто из разряда немыслимого», — подытожил эксперт.