Итак, российские автомобилисты готовы перейти на б/у запчасти – исследование ОНФ. Именно об этом свидетельствуют данные социологического исследования, проведенного рабочей группой ОНФ «Защита прав автомобилистов» в апреле-мае 2024 года
Уже несколько лет ведутся разговоры о том, чтобы разрешить при ремонте по ОСАГО использовать бывшие в употреблении запчасти для ремонта автомобилей. Это поможет решить проблему с дефицитом комплектующих и позволит страховщикам уложиться в установленный законом срок восстановления машин. Пока реалии таковы, что сроки ожидания некоторых запчастей могут достигать 150 дней и более. В связи с этим часть СТО просто не берет в работу автомобили по ОСАГО, чтобы не получить штраф за нарушение сроков ремонта. Это неизбежно сказывается и на доле натурального возмещения (то есть непосредственно ремонтов) – страховые компании вынуждено возмещают ущерб деньгами. Это зачастую неудобно как автомобилистам, так и самим страховщикам, которые ранее планировали увеличить долю ремонтов по ОСАГО для борьбы со страховым мошенничеством.
Эксперты Общероссийского народного фронта узнали, что думают российские автомобилисты об использовании подержанных и восстановленных запчастей, какие они приводят аргументы за и против, и при каких условиях готовы использовать б/у запчасти в ремонте своего авто.
Как рассказал руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов, главное для рядовых автомобилистов – это сроки ремонта машины. Выступая на XIX Международной конференции по страхованию, он сообщил, что 2/3 водителей уже ставят себе на автомобиль б/у запчасти.
«Мотив простой. Это сроки, то есть возможность ремонта за несколько дней против 1,5 месяцев или даже двух, и экономия денег. Еще хочу обратить внимание, что если у человека автомобиль старше 10 лет, то восстановленные и б/у запчасти готовы использовать 84% наших сограждан.
Стоит отметить, что люди очень недоверчиво относятся к идее использования б/у запчастей тормозной системы и рулевого управления. Но в целом отношение людей – владельцев недорогих автомобилей, автомобилей старше 10 лет, – абсолютно нормальное. Единственное, чего бы хотелось респондентам, и об этом говорили все, чтобы с ними согласовывали состояние конкретной б/у запчасти, то есть, чтобы им ее показали».
В ходе исследования выяснилось, что больше половины (54%) автомобилистов допускают использование подержанных запчастей при ремонте в рамках ОСАГО. Эта доля возрастает до 68%, если на восстановленные детали будет распространяться годовая гарантия, а срок ремонта сократится.
«Данные опроса свидетельствуют о том, что лояльность к использованию подобных запчастей в ремонте повышается, если автовладелец уже имел такой опыт. Это объясняется тем, что люди попробовали, получили экономию денег и времени, поняли, что это ровно такие же запасные части, как те, что стоят на их машине, без каких-либо критических дефектов, и поэтому готовы пойти на такой шаг повторно», – рассказал Шкуматов. Владельцы автомобилей возрастом более 10 лет чаще соглашаются использовать восстановленные запасные части, нежели чем владельцы автомобилей меньшего возраста.
Также, чем старше участник опроса, тем более спокойно он относится к использованию восстановленных или б/у запчастей. При этом многие респонденты возраста 60+ являются владельцами автомобилей стоимостью более 2 млн рублей, таким образом такое отношение является скорее следствием полученного жизненного опыта и самостоятельного использования подобных автокомпонентов.
Против бывших в употреблении деталей чаще всего выступают женщины, водители с небольшим стажем в возрасте от 18 до 34 лет, владельцы новых машин и автомобилей стоимостью более 2 млн. рублей. «Женщины в основном предпочитают не погружаться в вопросы ремонта и с недоверием относятся к использованию восстановленных запасных частей. Даже ускорение сроков восстановления машины и гарантия не мотивируют их изменить мнение», – прокомментировал итоги исследования Пётр Шкуматов.
Говоря о плюсах применения подержанных автокомпонентов, респонденты отмечали быстроту ремонта. Это может быть хорошим решением для тех, кто хочет быстро вернуть свой автомобиль в рабочее состояние. Среди минусов участники исследования ОНФ отмечали тревогу за неясное происхождение деталей и риски, связанные с безопасностью.
Этот вопрос волнует и страховщиков, именно поэтому требуется внесение изменений в законодательство – разрешение проводить ремонт по ОСАГО б/у запчастями упорядочит существующую практику (сейчас такая опция доступна по отдельному соглашению) и позволит эффективнее прослеживать путь подержанных автокомпонентов. Кроме того, необходимо определить и четко прописать, какие компоненты можно безопасно использовать повторно, а какие – нет. Для этого сейчас Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ) проводит соответствующее исследование и анализирует мировой опыт.