Праздник 4 ноября, по всем признакам, пока так и не ставший народным, лучше всего использовать для однодневной вылазки. Для нас это уже традиция, начало которой было положено много лет назад посещением Ясной Поляны.
Хорошо, что тогда у Льва Толстого нас не спугнула слякотная погода, не разочаровали расстояние и сложности с парковкой, и даже двухчасовая задержка с экскурсией.
С тех пор мы открыли для себя Клин и Полотняный завод, вспомнили Дмитров и Звенигород, навестили пушкинское Захарово и Малые Вязёмы князей Голицыных, порадовались обновлённому Ново-Иерусалимскому монастырю.
Однако усадьба Вяземских, которых сменили Шереметевы, стала этой осенью настоящим подарком. Особенно с учётом пресловутой пандемии и очередного локдауна.
Нельзя не признать, что в праздничный четверг не подкачала и погода. Путь в ближнее Подмосковье - на задворки Подольска и Щербинки, где по-прежнему, ещё с военных времён, работает аэродром, оказался несложным, несмотря на отказ навигатора.
Москвичи привычно завидуют питерцам, у которых так много шикарных пригородов, и сетуют на вечный ремонт в Архангельском и Останкино, тихо прозябающее прямо под телебашней. А тут – сразу по приезде, за старинными воротами и плотиной над прудом красуется классическое дворянское гнездо.
О самом Остафьево много писать не стану, достаточно того, что Пушкин назвал его, а точнее, как видите – его липовую аллею «Русским Парнасом». Да и стоит ли повторяться вслед за путеводителями и википедией. Проще их процитировать.
«Усадьба, построенная в XVIII веке, была литературным центром Москвы. Здесь проходили собрания общества «Арзамас», не раз бывали А.С. Пушкин, Д.В. Давыдов, А.С. Грибоедов и Н.В. Гоголь.
Николай Михайлович Карамзин, женатый на дочери Андрея Вяземского, много лет жил в Остфьево, и писал в усадьбе свою «Историю государства Российского».
Пушкинский музей работал в Остафьево уже с 1899 года, а после его закрытия в 1930 году здесь был Дом отдыха. В 1988 году усадьба снова стала музеем – в статусе федерального».
Нам же важнее живые путевые впечатления. Тем более, когда всерьёз говорить о таких сложностях, как маски или кьюар-коды на входе в музей просто несерьёзно. Главное, что в Остафьево приведены в завидный порядок и сам дворец, и дивный прилегающий парк с роскошным прудом.
На своих местах памятники, в том числе небольшой, но такой тёплый - Александру Сергеевичу, который наведывался сюда регулярно. Восстановлены беседки и мостик, а в сезон всегда востребован новый причал для лодок.
Радовала 4 ноября и природа. У птиц и просто бесчисленных белок – раздолье с заготовками на зиму. Тут кстати будет отметить, что в Остафьево и для посетителей с питанием сейчас совсем нет проблем.
Так, кафе в одном из крыльев дворца работает на вынос, а подмогой ему – выездная кофейня со столиками на берегу пруда. Если же пойдёт дождь или снег, туристы вполне смогут размеситься с провиантом под колоннадами, где аккуратных скамеек хватает на всех.
Остаётся добавить, что, по традиции музейщики, и в Остафьево тоже, всегда готовы пожаловаться на нехватку финансирования. Но здесь ещё не слишком довольны и тем, что в усадьбе в последнее время довольно суетно, что называется, жизнь бьёт ключом.
В праздничный день, к примеру, тут проходил всероссийский конкурс, название которого - «Романсиада» говорит само за себя. Частенько в усадьбу наведываются телевизионщики, привычным явлением стали олимпиады и квесты.
Но, скажите, как иначе «оживлять» такое достояние республики? Ведь примеров погибшей красоты по России, увы, немало, и далеко не повсюду можно устроить музей или дом отдыха. А в Остафьево сумели красоту и отстоять, и вернуть.