Заканчивается 2021 год. Остался всего какой-то месяц. Он пролетит также, как и все остальные, практически незаметно. И мы плавно переместимся в 2022-й, который, несомненно, будет наполнен новыми событиями, именами, радостями и огорчениями. Теми, которые оставляют зарубки в нашей памяти.
У этого слова огромное значение. Сегодня хотелось бы прикоснуться к тем знаковым моментам, о которых мне уже приходилось рассказывать в уходящем году. Все они так или иначе связаны с Великой Отечественной войной. Творцами оружия, с которым добывалась Победа и Героями тех легендарных сражений.
У нас хорошая память
Живые забыть не смеют
Погибших за наше дело-
У нас нет иных святых.
Какие слова, какие мысли! Вот и следовать бы этому всегда. Но это только в песне, а наяву…
Первая наша зарубка – Мурманская область, Печенгский район, поселок Лиинахамари
Здесь на склоне мыса Лодейного лежат обломки народного монумента советским героям-подводникам Северного флота.
Одному из них – Герою Советского Союза капитану II ранга, подводнику Израилю Ильичу Фисановичу и его погибшему экипажу в сентябре 2009 года в торжественной обстановке был открыт памятник в шотландском городке Данди.
Это ведь Фисанович написал:
Нет выше счастья, чем борьба с врагами,
И нет бойцов подводников смелей,
И нет нам тверже почвы под ногами,
Чем палубы подводных кораблей.
А ещё он со своим экипажем успешно пускал на дно вражеские суда. 17 боевых походов, уничтожение 7 транспортов и 1 сторожевого корабля противника. Всё это в нашей памяти, как и та удачная атака 21 августа 1941 года, с заходом в занятый врагом порт в Лиинахамари, и торпедирование стоящего под разгрузкой корабля водоизмещением 4500 тонн. Его М-172 сразу ушла, растворилась и напрасно гитлеровцы ещё долго тратили глубинные бомбы. Фисановича не догонишь!
Спустя 11 лет после открытия памятника в Шотландии в год 75-летия Победы, в такой же сентябрь память, в том числе и об этом легендарном подводнике, стерли на берегу бухты Девкина Заводь в Лиинахамари. Ночью, словно тати, завели под памятник тросы и сдернули его с пьедестала.
Не иностранные лазутчики, а свои же люди с предательской отметкой в организме. Которым все равно, что для каждого из нас означает – священная война, герои, память. Ими правит только капитал, пухлая пачка денежных банкнот и только.
Таких жалких людишек у этой трагедии много. Перечислять одни их фамилии займёт множество страниц. Думаю, в этом нет смысла. А памятник, вернее то, что от него осталось, по-прежнему лежит на склоне. Уже более года. И спросите вы, причастные к этому, у своей совести, кто вы есть действительно на самом деле!
Я хорошо знаком с ветераном 42-ой отдельной бригады подводных лодок Северного флота капитаном 1-го ранга Сергеем Александровичем Мозговым. Он, как его дед и отец, служил в Лиинахамари. С первых дней обрушения вопрос о восстановлении памятника и наказании вандалов военный историк неоднократно поднимал на научных конференциях и в СМИ. Он выступает и от других ветеранов-подводников и все они считают, что памятник должен быть восстановлен в прежнем архитектурном и монументальном виде и на том же месте, где изначально был установлен.
Но все дело в том, что мурманские чинуши вынашивают замыслы перенести монумент в другое место и отмыть денег на новоделе. А после принципиальной позиции Сергея Александровича по памятнику «менеджеры» от культуры, вместо того, чтобы наказать эксперта Минкульта В.Ф. Гуляева, сфабриковавшего заключение об отсутствии каких-либо ценностей у народного памятника, решили сократить уникальный Центр военного и морского наследия, много сделавший по изучению и сохранению памяти о советских и российских воинах, отдавших жизнь за Отечество.
От Печенгского залива перемещаемся во Владимирскую область. Деревня Клюшниково.
Это родовое гнездо изобретателя автомата ППШ – конструктора оружия Победы Георгия Семеновича Шпагина. Новым хозяевам дома, в котором родился и вырос советский оружейный гений, как-то абсолютно все равно, кто он был такой. Они давно уже сюда не приезжают, а памятную доску сняли и бросили в чулан.
Дом зарастает крапивой, постепенно приходит в негодность и, возможно, спустя какое-то время начнет разваливаться. Знают ли об этом чиновники в Новосельском сельском поселении, Ковровском районе, Владимирской области? Может да, а может и нет. Поэтому до сих пор все так и находится в наплевательской стадии запущения. И такое творится не только в Клюшниково.
А ведь повсюду то и дело говорят - никто не забыт и ничто…
Как-то трудно все же с таким согласиться!
А еще мы остановимся в деревне Брынчаги Переславского района Ярославской области.
Брынчаги - родина Героя Социалистического Труда творца танка Победы – Т-34 Михаила Ильича Кошкина и Героя Советского Союза освободителя Кавказа в 1942 году Алексея Ивановича Кошкина. Когда-то им воздвигли памятники, которые со временем обветшали и стали невыразительными. Они нуждаются в значительной реставрации.
При участии руководителя Ярославского регионального отделения общественной организации «БОЕВОЕ БРАТСТВО» Олега Михайловича Кошелева удалось сформировать мемориал двух Героев, но все теперь упирается в финансирование. Где взять средства? Это самое трудное. И хорошо бы, чтобы меценаты-дарители откликнулись на призыв человека, которому небезразлична память о годах-пожарищах и Героях тех незабываемых лет.
Такие грустные отметины давно закончившейся войны. Они как три слезы на лице России. Хотя на самом деле, таких слез утраты гораздо больше. И с этим что-то необходимо делать. Решать, изыскивать средства, восстанавливать, менять в лучшую сторону. Потому как негоже все время наблюдать одно и тоже –горькие обильные слезы на челе нашей любимой Родины. Если они, действительно, такие наши любвеобильные чувства к ней являются искренними!
Потому как посмотришь вокруг, а на деле все иначе. Горькая правда и ужасающая действительность, они гремят набатом. Люди, опомнитесь…