
Конечно, мы не станем говорить о сталинско-хрущёвской эпохе. Тогда, из-за репрессий, войны и послевоенной разрухи, очень сложно будет определить такую категорию. Ведь всё могло изменяться очень быстро: сегодня - сверхбогатый спекулянт, завтра - обычный з.к. Или, сегодня - уважаемый НКВДэшник со всем вытекающим, а завтра - ну, в общем, думаю, все поняли о чём я...
А в послевоенный период, в разрушенной стране, почти лишённой инфраструктуры и человеческих ресурсов, все выживали только на одном - а всё-таки мы победили! Такой дух помог восстановить страну и без помощи из-за океана. Правда, понадобилось для этого примерно 25 лет (впрочем, как и предрекали американские экономисты, а не за одну пятилетку, как учили нас в советской школе).
Итак, к началу брежневской эпохи, советские граждане уже начали себя ощущать людьми хотя бы в какой-то мере. Появились материальные блага и возможность как-то обустроить свой быт. Можно сказать, что в 70-х годах советские люди разделились на три основные категории: элита (партийное и советское руководство, а также прочие начальники), обычные работяги и т. н. асоциальные элементы (воры и другие преступники, бездельники и тунеядцы).
Понятное дело, что большинство относились именно к категории упомянутой посредине, но и здесь были свои нюансы: они распределялись на пьющих (тех, кто регулярно употреблял алкоголь в немалых дозах) и непьющих (тех, кто обычно выпивал по праздникам и не делал это до "свинячьего визга").
Какой же он, "простой советский человек"? Это - рабочий или служащий, который 5-6 дней в неделю отдавал работе на предприятии или в организации. Чаще всего это были дневные смены, поэтому все будние дни проходили у станка или с лопатой (мастерком и т. д.) в руках.
Всё это проходило монотонно и однообразно, из недели в неделю. Но, в этом были и свои плюсы! Чувствовалась стабильность и размеренность, поэтому стрессов было гораздо меньше, чем сегодня. Все были уверены в завтрашнем дне и, особенно, в двух "особых" днях, когда в заводской кассе выдавали получку и аванс.
Каждый знал, что будет именно так и никак иначе. Если удалось попасть на предприятие, строящее жильё для своих рабочих, то, отстояв очередь, можно было получить квартиру. Особенно повезло тем, кто попал в такую ситуацию в 70-х годах прошлого столетия - время больших строек.
Для них мечта о личной жилплощади сбывалась очень быстро. В 80-е, несмотря на обещания генсека Горбачёва об отдельной квартире для каждой советской семьи к началу третьего тысячелетия, такие перспективы постепенно сходили на нет - экономика падала и новые стройки стали большой редкостью.
Ещё больше повезло тем, кто жил в больших промышленных городах - они получили даром квартиры, которые сейчас стоят целое состояние! Особенно, если речь идёт о столицах бывших союзных республиках.
Дети ходили в школу (потом - ПТУ, техникум или институт), в больницах худо-бедно (зато абсолютно бесплатно) лечили всех, кто нуждался. Работали секции, кружки и клубы. Такою была положительная сторона. Но, с ней соседствовала низкая зарплата, невозможность купить хорошую вещь (ни материальная, ни физическая) и полное отсутствие перспектив для реализации творческого или коммерческого потенциала.
Все советские люди должны были быть примерно одного достатка и похожих жизненных целей и устремлений. Это помогало убить сразу двух зайцев: ими было легче управлять и между ними не возникало взаимной зависти и соперничества. Как только во второй половине 80-х сменился вектор управления, то обе эти проблемы сразу ярко проявились, в итоге приведя к краху СССР.
Источник Обычный советский человек
***
PS От редакции. Убедительно просим наших немногочисленных читателей принимать во внимание, что тексты в этой серии перепечатаны с личного блога автора и отнюдь не все написаны, что называется, вчера.