Всегда надо надеяться на лучше, особенно если хорошо подготовился к худшему

Эпизод второй. Разобрались с одной бедой, пришла другая — разруха. В 1993 году, вновь вопреки «линии партии», шефство над Севастополем и Черноморским флотом взял на себя по личной инициативе мэр Москвы Юрий Лужков. Началось все с того, что для экипажа крейсера «Слава» пригнали три «КамАЗа» с овощами и консервами. Вскоре был создан фонд «Москва–Севастополь», взявший в самые тяжелые годы на себя патронат над кораблями ЧФ. Юрий Лужков (кто его об этом просил?!) стал рассматривать этот регион как часть России, временно находящейся за границей.

Появилась комплексная программа помощи ЧФ, в августе 1994 года был сдан первый дом для семей офицеров ГРКР «Слава», вскоре здесь появился целый микрорайон «Московский квартал» со школой и детским садом.

Московская мэрия финансировала завершение затянувшегося ремонта ракетного крейсера, и 16 мая 1996 года он, по инициативе все того же Юрия Михайловича, был переименован из «Славы» в «Москву», став флагманом Черноморского флота.

Дальше — больше. 1 сентября 2000 года в Севастополе было торжественно открыто здание филиала МГУ. А к 2005 году программа поддержки флота Москвой стала настолько обширной, что Лужковым было принято политическое решение распространить помощь не только на военных, но и на жителей города. Для реализации этой стратегии был создан Дом Москвы в Севастополе.

Таким образом, Юрий Михайлович стал одним из немногих, кто не забыл Севастополь и помогал городу-герою и его жителям всем чем мог. «Благодарностью» ему был запрет СБУ на въезд на Украину.

Эпизод третий. В 1995 году готовился общеполитический договор между Россией и Украиной. Опытного дипломата, посла по особым поручениям Юрия Дубинина отодвинули от работы над ним, и «благодаря» междусобойчику первого заместителя председателя Правительства РФ Олега Сосковца с вице-премьером Украины Евгением Марчуком Россия уже который раз чуть было не потеряла Черноморский флот. И тогда Юрий Дубинин забил тревогу: «Соглашаться с этим нельзя. Если мы сейчас парафируем договор, украинцы пошлют нас... по Черноморскому флоту!»

Тем временем в украинском стане царила эйфория — из рук Сосковца Марчук получал то, чего не мог выторговать у Москвы в течение 3 лет... «В отличие от Дубинина, с Сосковцом можно иметь дело», — заявил вице-премьер Украины.

Церемония парафирования с большой помпой состоялась.

Тем временем печать в России «взорвалась». Вот только один из заголовков: «Моряки считают, что их продали за бесценок». Своё недовольство в открытом письме президенту Ельцину выразил офицерский состав Черноморского флота. С резко критическим заявлением выступил командующий ЧФ адмирал Эдуард Балтин. В украинских предложениях отсутствовало указание даже на то, что штаб Черноморского флота РФ должен располагаться в Севастополе.

Тогда спасать ситуацию принялся Юрий Дубинин, подготовивший альтернативный документ (и это несмотря на наличие в правительстве министра по делам СНГ и даже соответствующего вице-премьера). В этот раз в Москве с ним согласились. Соглашение, подготовленное Юрием Владимировичем, настаивало на использовании Россией «всех» объектов в Севастополе. Президенты одобрили и подписали документ.

В договоре было записано, что «основная база Черноморского флота Российской Федерации с размещением в ней штаба Черноморского флота Российской Федерации находится в г. Севастополь». Далее уточнялось, что «Черноморский флот Российской Федерации использует объекты Черноморского флота в г. Севастополь и другие пункты базирования и места дислокации корабельного состава, авиации, береговых войск, объектов оперативного, боевого, технического и тылового обеспечения в Крыму».

На основе сочинского Соглашения была урегулирована проблема ЧФ, 28 мая 1997 года были подписаны три основных соглашения по флоту. В то время Дубинин был послом России на Украине в ранге заместителя министра иностранных дел.

И опять все было непросто — была сделана попытка уговорить Бориса Ельцина, когда он прибыл в Киев подписать общеполитический договор, а работу над урегулированием проблемы ЧФ продолжить. И вновь бдительность нашего посла остановила эту «перемогу» — все три базовых соглашения по Черноморскому флоту были подписаны без изменений.

Закончить я хотел бы памятным решением нашего президента в 2014 году по Крыму. И вновь среди высокого окружения недовольных, спокойная жизнь которых была потревожена, оказалось слишком много. Но есть те, кто готов им противостоять. Даже в одиночку.

Так что у нас есть повод для надежд!

Источник: https://www.mk.ru/politics/2022/05/26/chernomorskiy-flot-rossii-spasli-geroiodinochki.html