Продолжение. Начало - см.Прошло время потреблять, настало время творить
Этому человеку принадлежит настоящее открытие - абсолютно нового направления в науке. Это творчествоведение, наука об основах и принципах творчества. Наука о необходимости и неизбежности отказа от бездумного потреблятства и исчерпания ресурсов природы.
Людям, даже если их будет на Земле в несколько раз больше, на самом деле вполне достаточно ресурсов планеты, надо только научиться осваивать их действительно творчески, отказавшись от примитивного накопления всего того, что человеку на само деле не нужно.
Творчество, а не тупо производительный труд - за ним наше будущее, не сомневается Анатолий Васильевич Иванов, доктор экономических наук, профессор. Наши вопросы к нему не кончаются.
- Анатолий Васильевич, творчествоведение – это новое научное направление. Новое, я подчеркиваю. А как все новое, оно должно пройти нелегкий путь утверждения, становления, развития. Какие задачи, прежде всего, стоят перед ним?
- Задачи фундаментальные и прикладные. В первую же очередь предстоит разработать теорию творчествоведения.
- И это вы считаете тем самым зернышком, из которого должно вырасти новое видение задач нашей цивилизации и новой, естественно, философии?ммммммм
- Проблемой проблем является развитие творческой активности личности. Наверное, самое сложное – ломать привычные стереотипы. Потому и проблемы весьма разноплановые – социально-экономические, психофизиологические, научно-технические, правовые, образовательные… Однако, существует одна центральная проблема, объединяющая вышеперечисленное и позволяющая решить не только задачу творческой активизации личности, но и глобальные проблемы развития человечества и формирования гуманно ориентированной ноосферы. Такой проблемой является создание научно обоснованной творчествоведческой инфраструктуры. Есть факт, о котором считаю себя обязанным напомнить и обратить на него особое внимание. О необходимости приоритетного и скорейшего решения этих творчествоведческих проблем свидетельствуют тенденции изменения творческого потенциала (ТП) нашей страны в истекшем столетии.
- Тенденции, прямо скажем, не только неутешительные, но поистине тревожные. Наверное, причина падения уровня творческого потенциала нашей страны в «утечке мозгов»? Как известно, мы неплохо обеспечили уже состоявшимися и перспективными молодыми учеными, прежде всего, такие отнюдь не слабые государства, как США, Германия, Израиль… Мало того, что весьма существенные средства, которые Советский Союз вложил в их обучение и подготовку, безвозвратно потеряны для нашей страны. Хотя вряд ли кто будет оспаривать утверждение, что современная Россия ох, как нуждается в этом научном богатстве, оказавшемся «подаренным» зарубежью. Это первое, что я хотела бы сказать. И второе – наука на несколько лет оказалась в загоне. Вы согласны, Анатолий Васильевич?
- К сожалению, да. Особенно в тяжелом положении – фундаментальные науки, т.е. основа основ. В науке, как известно, ценен не только каждый год, но каждый час. Мы же с момента «перестройки» потеряли десятилетия. В некоторых направлениях мы отстали безнадежно, в других – пока держимся на открытиях, которые были сделаны в той, советской жизни, два-три десятилетия назад, когда наши ученые работали, обгоняя время.
И я снова подчеркиваю, что будущее – за творчеством, за светлыми, неординарными умами. У нас всегда было немало творцов по сути своей. Сейчас я имею в виду рационализаторов и изобретателей. К сожалению, сегодня государство потеряло к ним всякий интерес. В свое время я изучал вклад, который они вносили в народное хозяйство. Прямо скажу, результат впечатляющий. Но это особый разговор.
Итак, вернемся к творчествоведению. Исследования его должно вестись по разным направлениям. Остановлюсь на одном из них, а именно, на отраслевом творчествоведенеии, которое создает фундамент для активного высоко результативного научно-технического, организационно-экономического и управленческого творчества в отраслевых организациях и, благодаря этому, способствует их конкурентоспособности и выживаемости.
- Можно подробнее об этом?
- В настоящее время развитие творчествоведческих инфраструктур в стране осуществляется спонтанно, без строгого научного обоснования, без должной государственной и финансовой поддержки. Многие ранее созданные вполне работоспособные элементы таких структур разрушены или влачат жалкое существование. Это приводит к огромным социально-экономическим потерям. Так принятый в нашей стране вариант перехода к рынку, согласно проведенной творчествоведческой экспертизе, привел не только к экономическим потерям, о которых уже известно, но также к потерям творческого потенциала. А они соизмеримы (по ДОТВ – показателю - «количество творчески активных человеко-лет») с потерями всего человечества во время Второй мировой войны.
Поэтому наши фундаментальные и прикладные исследования направлены на решение отраслевых проблем творчествоведения. К ним относится формирование гибких организационно-управленческим структур, легко адаптирующихся к высоко динамичным внутренним и внешним новациям, управление восстановлением или созданием новых элементов творчествоведческих инфраструктур и условий для повышения творческой активности, а также для реализации ее результатов с учетом отраслевых особенностей и обмена опытом.
- Наверное, это возможно только при условии, что в обществе будет сформировано и новое отношение к творчеству. Другими словами, мы все должны осознать, что творчество – одно из главных условий конкурентоспособности и выживания. А это касается каждого гражданина, любого предприятия и всей страны в целом. Анатолий Васильевич, подобные проблемы решались когда-либо в других государствах?
- Активизация творческих способностей – постоянная проблема педагогики и психологии, экономики и управления. В разных странах и в разное время она решалась по-своему. Но и сегодня социально-экономический потенциал творчества используется менее чем на 10 процентов. Однако значимость решения этой проблемы для нас, учитывая сложившуюся историческую, экономическую и политическую ситуацию в стране, возрастает на несколько порядков. Мы не можем, не имеем права медлить. Конечно, нельзя сказать, что в России совсем ничего не делается в этом направлении.
Да, наблюдается некоторое расширение обучения методами активизации творчества. Однако богатейший арсенал методов и методик остается невостребованным. Мировая наука и практика располагает высокоэффективными апробированными методами развития, активизации и реализации творческого потенциала человека. Существует возможность обучения всего населения планеты, в результате чего будет сформировании новое, творчески активное мировое сообщество с высочайшей степенью безопасности и процветания. Ведь творчествоведческие методы, в отличие от силовых, уничтожат ядро преступности, а не ее поверхностный слой.
- Это в какой-то степени напоминает романы писателей-фантастов, в которых человек становится более совершенным, по-настоящему прекрасным, словом, таким, о ком мечтал еще Чехов. Анатолий Васильевич, в прошлом году был юбилей Академии творчествоведческих наук и учений. Хотелось бы услышать от Вас подробности, ведь именно Вам принадлежит идея ее создания и организация.
- Да, более 20 лет назад я нашел единомышленников, которые разделяли мои взгляды. Они тоже считали, что в России необходимо создавать творчествоведческую инфраструктуру. Вначале собралась группа ученых и предпринимателей, которая и стала ядром Академии. Это доктора наук и заведующие кафедрами Г.Ф.Невская, Н.А. Капустин, П.В. Дзюбенко, кандидаты наук, доценты, старшие научные сотрудники, руководители отделов научно-исследовательских организаций А.И.Александров, П.А. Шеко, А.К. Витовтов, И.А. Павлов, И.К. Проконичев, руководители организаций Н.Т. Сорокин, А.А. Куракин, В.А. Иванов.
Сегодня в работе Академии участвует более 200 человек. Треть из них – доктора наук, профессоры, в том числе, руководители ВУЗов. Они – действительные члены АНТУ. Еще одна треть – члены – корреспонденты. Остальные – почетные доктора и магистры творчествоведения и инновационно – творческого менеджмента. Это руководители организаций, авторы творчество развивающих методик, крупные изобретатели. Как видите, интеллектуальный потенциал – достойный.
Какие же задачи мы поставили перед собой? Помимо разработки теории и методологии творчествоведения, мы развиваем творчествоведческое образование населения. Научные конкурсы, конференции, симпозиумы – это тоже наша работа. Уже несколько лет Академия содействует подготовке кадров, специализирующихся в творчествоведческой области и инновационно творческого менеджмента, способствует повышению деловой квалификации своих членов, реализации творческого потенциала общества нашей страны.
Окончание следует