К счастью для России, опыт реформатора оказался неудачным. В противном случае 10, а то и 20 миллионов безземельных крестьян, пропивших или пусть даже более разумно потративших полученные деньги, двинулись бы в город на заработки, и не нашли там работу. Всячески распиаренный технический прогресс тогдашней России смог занять только 2,5 миллиона рабочих. Свободных мест не было. Масса вновь образовавшихся и разобщенных люмпенов устроила бы бунт «бессмысленный и беспощадный» задолго до 1917 года!
И здесь стоит напомнить роль русской общины, ради которой я и стал вспоминать ту прежнюю свою статью. В них проживало более 85% населения Российской империи. Община занималась всем социальным обеспечением граждан, поддерживала для своих членов связь с государственными структурами.
В общем, чтобы быть лаконичным, это был коллективный организатор, коллективный пропагандист и агитатор большей части населения страны.
Еще одним интересным институтом царской России (особенно дореформенной) в деловой области были старообрядческие общины. Там эффективно действовали карьерные лестницы (так это называлось в советские время). Действительно талантливому бизнесмену из низов, являющемуся членом большого коллектива, доверялись серьезные деньги для масштабирования его дела. Так, Тимофей Морозов — кустарь, возящий на подводе тюки изготовленной ткани на ярмарку в Москву, «вдруг» стал крупнейшим заводчиком. Впрочем, у нерадивого предпринимателя так же легко деньги могли отобрать. Нечего говорить, что договора при этом никто не считал нужным подписывать. Решал все коллектив.
Параллельно, конечно, существовали и карьерные лифты (наименование появилось в 1990-е годы, но принцип такого отбора существовал всегда) — когда сын крупного чиновника или нувориша мог войти с папой в лифт (естественно, виртуальный) и, нажав кнопку, допустим, 9-го этажа, стать каким-нибудь замминистра или, как это было еще недавно, сын одного из олигархов, недолго поиграв со знаменитой автомобильной компанией в самой Англии, оставил ее в предбанкротном состоянии. Примеров таких карьер много, и не только современных, и не только отечественных.
Уже в новое время коммунисты переняли многие наработки прошлого. Во всяком случае главный принцип первых Советов был в том, что делегатов в них должны были выбирать в коллективах (трудовых или по месту жительства) люди, хорошо знавшие друг друга. Все тогда делалось для сплочения населения, даже порой с заметным перехлестом. Создание домов-коммун с квартирами без кухонь и общими столовыми и регулярные субботники. Не буду останавливаться на этой известной странице коллективизации быта.
Затем наступил период действия артелей. Во время войны артели выпускали нужную для фронта продукцию, оружие. В блокадном Ленинграде артель собирала автоматы. В послевоенные годы в российской глубинке до 40 % всех предметов в доме (посуда, обувь, мебель и т. д.) было сделано артельщиками.
Артели «Наука и искусство» и «Вхутемас» объединяли людей творческих профессий. Но вот наиболее интересная информация на сегодня: яично-птичные артели снабжались племенной птицей, необходимым инвентарем, им предоставлялись зоотехнические и ветеринарные консультации. В результате к концу 1928 года в СССР работало уже свыше 600 таких артелей, а яйцо они отправляли даже в Европу.
Но для нас сейчас важно, что было написано в одном из документов: «Артельщики, то есть люди, объединенные интересами друг с другом, люди, работа которых производится систематически на принципах взаимной помощи и взаимного покрытия».
Посчитали, что это лишнее, в начале «оттепели», в 1956 году, тогда эту «самодеятельность» прикрыли.
С конца 1980-х годов главной задачей стало насаждение индивидуализма. После господства коллективизма маятник стремительно переместился в противоположное направление. Результат налицо — позитив стал негативом (это из терминологии нецифровой фотографии — тем, кто помнит, что такое проявители и закрепители).
Окончание следует