Пограничный прецедент
25 января крымские власти в рамках соблюдения октябрьского указа президента РФ Владимира Путина о четырёх уровнях реагирования ввели на границе Республики Крым с соседней Херсонской областью режим государственной границы.
Особо патриотично настроенные граждане тут же заголосили: глава Крыма Аксенов законодательно объявил Херсонскую область иностранным государством. Уместно тут будет процитировать каноническое: «Уже не узриша, мню, официального статуса моего до дни Страшного Суда».
Однако надо знать, что при этом за охрану отвечает Погранслужба РК, то есть не совсем федеральная. Однако не будем спешить с определениями вроде: «если разобраться в указе, то он не следует президентскому указу, а, наоборот, нарушает его» или «создан опасный прецедент для российского законотворчества».
Будем всё-таки учитывать, что само по себе принятие новых регионов в состав РФ не отменило режим СВО. И рисковать безопасностью Крыма даже во исполнение президентских указов вряд ли стоит. Нет ещё на Херсонщине того порядка, чтобы сразу и полностью, и желательно, навсегда, открыть границу с полуостровом.
Хотя стоит напомнить, что и в самые непростые времена для гражданских — и людей и грузов, эту границу наглухо не перекрывали. Тем не менее, для начала - о предыстории крымского указа, то есть, об указе федеральном. Речь идёт о мерах безопасности от угрозы терроризма против мирного населения, которые должны приниматься на различных территориях РФ, они разделены на 4 уровня.
Четыре уровня и три различия
Самый высокий, четвёртый уровень, введён на территории ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей. Он квалифицируется как максимальный уровень реагирования или военное положение.
В Крыму - средний уровень реагирования, как и на других территориях РФ, близким к театру военных действий. В целом, режим среднего уровня реагирования почти ничем не отличается от того, что видели москвичи за три дня КТО во время попытки мятежа ЧВК Вагнер.
С тремя различиями.
1. В указе президента не прописано обязательное введение бронетехники в соответствующие районы, тогда как в Москве силовые структуры тогда приняли решение о переброске оной в южные спальные районы города, жители которых все это хорошо видели; делалось это в связи с публично объявленной угрозой проникновения колонны в столицу, естественно, с юга, пройти в обход тоже постарались бы не позволить.
2. Пункт в президентском указе о возможном переселении мирного населения из проблемных районов, не указывается, на временной или постоянной основе. Тогда, в те дни, когда в магазинах в массовом порядке сотрудники сдирали со стен плакаты “оркестрантов”, речь об этом вообще не шла даже в Ростове. Ну отсиделись в бомбоубежище, в крайнем случае, в подвале, - и вышли, а тут, видимо, прогнозируется, что все затянется надолго.
3. В законе не прописано, что в случае среднего уровня реагирования объявляется сухой закон, как это было в дни мятежа в ряде районов Москвы, где в магазинах в первый день не продавали спиртное.
А так - одно и тоже, в принципе, ничего особо страшного.
Не по статусу, а по сути
Но самое главное не в этом. Уже даже сама формулировка “статус госграницы” нигде в указе президента не фигурирует. Она вообще, по сути дела, противозаконна, так как ассоциируется с сепаратизмом. Да и вообще, бросается в глаза, когда на границе Крыма с Краснодарским краем стоят только КПП с проверкой документов и (опционально) обыском машины, а между Крымом и Херсонской областью - пограничные переходы.
Многим может показаться, будто получается, что Крым - это Россия, а Херсонская область - непонятно что, вроде и не Украина, учитывая признание крымским руководством референдума, но почему-то между ней и Крымом - пограничный переход. Это, мол, что, лимитроф какой-то? Да нет же, это просто зона СВО.
Авторы крымского указа выдвинули вообще-то приемлемую формулировку о том, что статус госграницы нужен для того, чтобы ограничить перемещение экстремистски настроенных граждан и ДРГ. Но не смогли указать, откуда и куда - из Крыма на Херсонщину или из Херсонской области в Крым.
И вряд ли стоит сейчас нагнетать, говоря, что Россия может и добилась полного контроля над Крымом и порядка в нем, но сухопутный транспортный коридор контролируется не полностью. Ведь, действительно, остались же на новых территориях России какие-то экстремисты и диверсанты.
Между прочим, федеральный указ от октября прошлого года может прямо об этом и не говорит, но мерами, принятыми в связи с военным положением на сухопутном коридоре осложняет доставку в Крым с материка грузов, зачастую жизненно важных. Да, на сегодня по всему пути КПП, в комендантский час нужно отправляться на стоянку до утра.
Но как сейчас действовать иначе? И да, анонсированное расширение автобусного рейса Симферополь - Мариуполь до беспересадочного маршрута Донецк - Ялта выглядит довольно неоднозначно. Хотя именно такими мерами коридор и будет открываться. И конечно, такие рейсы должны существовать.
Хотя и возникают вопросы: какие проблемы будут у пассажиров и насколько прибыльной будет деятельность перевозчика?
Окончание следует