Мы думаем, мы знаем, мы говорим. О нашей истинной истории…

Намедни прочитал мартовский номер еженедельника Главкомата ВМФ РФ «На страже морских рубежей Отечества» №12 от 29.03.2024г. и ознакомился в том числе с публикаций «Рассказали о Архипелагской экспедиции». Чтобы узнать о тех, кто ковал Чесменскую победу. В интерпретации контр-адмирала Владислава Павлова.

И что-же, прочёл, удивился и вот что мне хочется сказать. Прямо и ответственно.

Занимаюсь Чесмой уже много лет. Прочитал об Архипелагской экспедиции горы литературы, написал километры материалов, а также множество писем в разные инстанции с разнообразными предложениями и просьбами.

В селе Нагорье Переславского района вместе с участниками общественного движения «За адмирала Спиридова!» многократно принимал участие в проведении Дня воинской славы - 7 июля.

И вот что вспоминается…

На дворе 1769 год. Адмирал Григорий Андреевич Спиридов, отправляясь на войну с турками и возглавив эскадру, жалуется Екатерине Великой на свою немощность и хворобу. Ему 56 лет. Неустрашимый и легендарный флотоводец весь в сомнениях.

- Я дам тебе силы, - сказала в ответ государыня. Она сняла со стены образ Иоанна воина и благословила им адмирала.

24-26 июня (5-7 июля) 1770 года, произошло крупнейшее морское сражение русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Русская эскадра под командованием адмирала Григория Спиридова в бухте Чесма в Хиосском проливе Эгейского моря у западного побережья Турции разбила вдвое превосходивший её по численности флот Османской империи.

Турецкая эскадра просто перестала существовать. Ночная атака на брандерах, умело разработанная адмиралом Спиридовым, позволила сжечь фактически все корабли Гассан-бея и уничтожить более десяти тысяч турок. Потери с русской стороны были весьма незначительными.

За победу в русско-турецкой войне адмирал был награжден орденом святого Андрея Первозванного, но вся слава отошла графу Алексею Орлову. Вспомните Чесменскую колонну в Санкт-Петербурге, которую украшает парящий орел. Это всё в честь графа Орлова, который из битвы вышел Орловым-Чесменским.

Существует мнение, что такой расклад сильно опечалил флотоводца и он попросился у Екатерины II в отставку. Уехал в Нагорье, построил на свои средства Храм, в нём и упокоился.

Так что истинными триумфаторами Чесменского морского сражения являются адмирал Григорий Андреевич Спиридов, возглавивший первую эскадру, капитаны наших кораблей, лейтенант Дмитрий Сергеевич Ильин, который поджёг один из кораблей турецкого флота, а от него и другие погорели. И ещё матросы, и солдаты десантных батальонов.

Именно об этом и докладывал адмирал Николай Герасимович Кузнецов Верховному Главнокомандующему Иосифу Виссарионовичу Сталину в трудном для страны 1944 году. И спустя некоторое время после этого центральная улица в селе Нагорье Переславского района стала именоваться в честь истинного творца русской победы.

Но вернёмся к контр-адмиралу Павлову. Он собрал морских курсантов в Чесменском зале Большого дворца в Петергофе и провозгласил, что «русские корабли под командованием графа Алексея Орлова разгромили лучшую линейную эскадру турецкого флота…». О всех же истинных творцах Чесменской победы: адмиралах Спиридове, Грейге, контр-адмирале Хметевском и других русских отважных витязях он предпочёл не вспоминать. По крайней мере в публикации об этом ничего не сказано. И то, что уже несколько лет на Главном Военно-морском параде в числе первых упоминают Героя Чесмы Григория Андреевича Спиридова ему тоже, кстати, ничего не говорит.

А ещё на том же занятии, как значится в прочитанном мною материале, член Российского военно-исторического общества Максим Коршев тоже поведал свою посильную «правду». О «шотландских военных моряках на службе у Екатерины Великой», о «российских императорах, являющихся великими магистрами Мальтийского ордена» и прочее, прочее, прочее. Так называемые малоизвестные исторические факты. Пусть, мол, курсанты - будущие защитники Отечества, знают, кто «действительно» ковал русскую победу в Чесме.

Вот и понимай после таких занятий, кто же у нас творил военно-морскую историю, сражался в Хиосском и Чесменском сражениях, крейсеровал в Эгейском море. Получается, пожалуй, разве что лишь граф-вельможа Орлов, который, кстати, подсказал живописцу Хаккерту, как следует изображать историческую битву, покупая корабль и расстреливая его в бухте. И затем вдохновляясь изображением придуманного им сражения в кругу итальянских красавиц. Да еще шотландские горе-мореманы, посадившие наш славный «Святослав» на мель. И пушки с него до сих пор лежат у греческого острова Лемнос. Да, печально, но это всё именно так!

Одно только радует. Что данное занятие являлось лишь первым и, дай-то Бог, чтобы не последним. Потому как представителю Главкомата ВМФ РФ Павлову предстоит ещё много настоящих книг перелистать, чтобы наконец-то вдохновиться и рассказать истинную правду именно о русских творцах Чесменского победного сражения. Адмиралах, капитанах наших кораблей, морских офицерах, матросах и солдатах десантных батальонов. И уж, конечно, без шотландских триумфаторов, Мальтийских орденов и прочих малоизвестных фактах…