Кто на этой земле не беженец?
Израиль не перестаёт воевать на протяжении всей своей недолгой современной истории. Вынуждая воевать практически всех соседей, которые отнюдь не отличаются особым миролюбием, и тоже кем-то могут считаться агрессорами. Новая операция ВВС Израиля в Ливане, начатая на днях, официально трактуется Тель-Авивом как обеспечение безопасности возвращения израильтян на север Израиля.
Речь идёт о тех, кто покинул или готов покинуть этот регион из-за «агрессии» Хезболлы, ХАМАСа и других радикальных группировок арабов Палестины. Операцию предварительно планируется дополнить сухопутным вторжением, как это уже было проделано в секторе газа, который в Израиле вообще-то считают «своей» территорией. Разумеется, в контексте неизменного категорического отказа от признания арабского государства в Палестине.
При этом, как и прежде, в Тель-Авиве предпочитают сугубо «свои» аргументы, игнорируя предысторию ситуации и её реалии в этом регионе. И прежде всего отметим, что северный Израиль в его границах с начала 50-х – середины 60-х гг. — это на 80 % территория региона Галилея.
В 1947 г. Галилея была включена в состав так и не созданного государства палестинских арабов. Впоследствии, как известно, Израилем практически полностью оккупированного, включая всю Галилею. К настоящему времени число арабских беженцев только из этого региона, по имеющимся данным, в Ливане превышает 100 тыс. чел., в Сирии – не менее 50 тыс. Причём это число официально зарегистрированных там беженцев.
Элементарно и радикально
Уже только этот фактор способствует радикализации сопротивления галилейских и, в целом, палестинских арабов нарастающей год за годом израильской оккупации. Израильские же источники утверждают, что, дескать, численность арабского населения Галилеи растёт более высокими темпами, чем израильского. И это благодаря якобы «проарабской» политике Тель-Авива в этом регионе. Но эти источники занимают такую позицию по вполне понятным причинам.
Во-первых, к постоянным арабским жителям Галилеи они причисляют приезжающих на сезонные заработки (весенне-осенний период) из Ливана, Сирии (через Ливан), соседних районов палестинской так называемой «автономии».
Во-вторых, они не учитывают прибывающих в Галилею израильских поселенцев — официально на временное местожительство. Но, по имеющимся израильским оценкам, не менее половины «временных» там поселенцев, в том числе создаваемых ими – кибуцев, становятся постоянными. Разумеется, такое происходит при прямой и косвенной финансовой господдержке от Израиля.
Без срока давности
Ещё в 1948 г., когда началась война Иордании, Сирии, Ирака и Египта с Израилем, Дамаск и Каир предлагали Бейруту присоединиться к этой коалиции, обещая включение Галилеи в состав Ливана. Но ливанские власти воздержались, ответив, что арабская коалиция, предлагая Бейруту Галилею, решила разделить между её участниками арабскую часть Палестины.
Соответственно, арабское государство в Палестине эта коалиция «отменяет». Конкретного ответа на этот демарш Бейрут не получил. Но всё же был вынужден направить «добровольческий» корпус в Галилею, куда вступили сирийские войска.
В той войне Израиль победил, захватив и Галилею (1949 г.). Но с тех пор арабские союзники, что называется, «затаили» недовольство Ливаном. Потому неудивительно, что многочисленные израильские операции в Ливане обходились и поныне обходятся без военно-политических акций других арабских стран в поддержку Бейрута или хотя бы сотен тысяч палестинских арабов – беженцев в Ливане. Только в 1982 г., когда израильские войска вознамерились захватить почти весь Ливан с Бейрутом, этому воспрепятствовали войска Сирии.
Позиция Дамаска была напрямую связана с крохотным расстоянием между Дамаском и большей частью ливано-сирийской границы – максимум 50 км. Однако под давлением НАТО сирийские войска вскоре были выведены из Ливана, а Израиль «заверил», что якобы не планирует захватывать Ливан…
Ваше право не возвращаться
По данным Deutsche Welle (9 декабря 2023 г.), право на возвращение палестинцев, в том числе в Галилею, было включено в резолюцию № 3236 Генассамблеи ООН от 1974 года и ранее — в Женевскую конвенцию 1951 года. Но это право
«перестало играть заметную роль в палестино-израильских переговорах в Осло в 1994 году, а в резолюциях Совета Безопасности ООН, посвященных конфликту между израильтянами и палестинцами, оно вообще не фигурирует.»
По последним данным, которыми располагает Совбез ООН, на июль 2023 года в Ливане находилось около 250 тысяч палестинских беженцев. По другим подсчётам, их там фактически около 500 тысяч. В том числе в южном Ливане таковых не менее 65 % из означенного количества. По тем же данным, около 80 % палестинских беженцев в Ливане изначально живут за чертой бедности; в Сирии это не более 60 %, поскольку сирийское государство оказывает материальную помощь палестинцам, облегчает их бытовое и трудоустройство, сохраняет им бесплатную медицинскую помощь.
Между тем ещё в 1982-м, когда состоялось масштабное израильское вторжение в Ливан, включая Бейрут, с массовой резнёй израильским спецназом палестинских беженцев в лагерях Сабра и Шатила, в Тель-Авиве вынашивали проект ещё с начала 1950-х — включения примерно 80 % южно-ливанского региона (район Эн-Накура) в состав Израиля.
По разным причинам проект не состоялся, но, судя по последовавшей и нынешней ситуации в том же регионе, не факт, что в Израиле отказались от этого проекта.
Наказание без преступления
Стремление же Тель-Авива «наказать» Ливан, его политически и территориально расколоть стимулируется и ещё одним фактом. В конце октября 2023 г. в совместном заявлении министров иностранных дел Сирии и Ливана, Фейсала Микдада и Абдаллы Бу Хабиба, по итогам их встречи в Дамаске было указано, что в связи с израильским предложением переместить арабское население сектора Газа на юг этого сектора и вдоль его границы с Египтом
«категорически неприемлемы любые попытки принудительного перемещения палестинского народа.»
Указывается также, что
«израильские войска уже не первый год совершают безнаказанные военные преступления против палестинцев <…> требуется положить конец оккупации Израилем территорий Палестины, Ливана и Голанских высот и создать независимое палестинское государство со столицей в Иерусалиме.»
Поясним в этой связи, что в 1979-1985 гг. по проекту Тель-Авива существовало южно-ливанское марионеточное квазигосударство «Свободный Ливан». И с середины 80-х годов Израиль сохраняет контроль за узкой полосой (длина до 70 км, ширина почти 25 км) вдоль южной ливанской границы с Галилеей. Так что для израильской оккупации Южного Ливана имеется давний опыт и плацдарм…