Перечитывая заново – о цивилизационном скачке республик Центральной Азии

От редакции.

Очередная публикация нашей небольшой ретро-серии снова посвящена Средней Азии, первые очерки о которую мы стали публиковать ещё несколько лет назад (читайте - Восток - по-прежнему дело тонкое и Негасимый свет непогасшей памяти).

Сегодня этот регион принято называть несколько иначе, существенно шире - Центральная Азия. Политики и историки бывших союзных социалистических республик не только стремятся уйти от аналогий с советским прошлым, но и вписаться как равные в Большую Азию. На всех уровнях регулярно подчёркивается особая роль стран в центре мегаконтинента Евразии как перекрёстка крайне актуальных, именно сегодня, глобальных маршрутов «Восток- Запад» и «Север – Юг».

В статье, предлагаемой вашему вниманию, речь идёт прежде всего о том, что предшествовало нынешним тенденциям интеграции без оглядки на прошлое – феодальное, капиталистическое, социалистическое, пусть и не той мере, как мечтали люди.

***

Историческая практика и в прошлом знала примеры сокращенного пути социально-экономического и культурного развития. Миновали рабовладельческую стадию славянские, североевропейские, японский и некоторые другие народы. Северная Америка и Канада не знали феодализма. Народам же, населявшим нынешнюю советскую Среднюю Азию, в частности тем, которые жили на территории бывших Бухарского эмирата и Хивинского ханства, история, в результате и под влиянием победы Октябрьской социалистической революции в России (1917 год), предоставила возможность впервые совершить переход к социализму, минуя капитализм.

Это отметил в беседе с корреспондентом Агентства печати Новости Александром Сапсаем известный советский историк, проректор Московского историко-архивного института профессор Виктор Устинов (на фото справа).

- Бухара и Хива, - рассказывает Виктор Устинов, - де-юре не входили в состав царской России. Но это не меняло их фактически колониального положения вассальных государств.

Здесь сохранились феодально-патриархальные отношения и соответствующая политическая надстройка, Произвол, дикость и тирания царили в этих многонациональных государствах (здесь испокон веков жили узбеки, туркмены, таджики, киргизы, каракалпаки). Феодальные отношения сдерживали социально-экономическое и духовное развитие народов. В “благородной и священной", как тогда называли Бухару, - отмечает профессор Устинов, - B начале века на сотни тысяч жителей приходился, например, один врач. Бедняки составляли здесь около 80% населения.

Хивинское ханство охватывало современный западный Узбекистан, юго-западный Казахстан и большую часть Туркменистана. В XVI веке ханство включало, кроме Хорезма, оазисы на севере Хорасана и туркменские племена в песках Каракум.

Бухарский эмират — узбекское государство, существовавшее с 1785 по 1920 год в Средней Азии на территории современных государств Узбекистана, Таджикистана и части Туркменистана. В его состав также временно входили территории Южного Туркестана (современного «Афганского Туркестана») и округа Туркестана в южном Казахстане.

В сопредельном Хивинском ханстве, когда-то игравшем значительную роль в развитии мировой культуры, на всё государство был один дипломированный агроном и один врач. 90 процентов населения страдали от малярии, трахомы, сифилиса. Широкое распространение здесь в начале ХХ века получили и телесные наказания,

Революционные события в Петрограде в октябре 1917 года привели к подъему общественного движения, активизации политической жизни в этих районах Средней Азии. Но ни в Бухаре, ни в Хиве в 1917 году революций не произошло. Первые же попытки вооруженного восстания здесь были жестоко пресечены. Государства превратились в очаги контрреволюционного басмачества. Но на внутренние деля Бухары п Хивы, — подчёркивает Виктор Устинов, — социально-политические сдвиги, которые происходили в соседнем Туркестане, оказали огромное влияние.

Ведь все три части Средней Азии были неразрывно связаны между собой этнически, экономически, населены одними и теми же народами. В Бухаре и Хиве назревала антифеодальная народно-демократическая революция.

В ходе eё в Хиве, например, был создан широкий антифеодальный народный блок. B Бyxape в борьбе с феодальным режимом сложился революционный комитет — орган власти восставшего народа, который обратился к правительству РСФСР ¢ просьбой о помощи. В обращении же, подписанном представителями 15 крупнейших населённых пунктов Хивинского ханства, к первому в мире социалистическому государству и его Коммунистической партии содержалась настоятельная просьба «спасти население от террора»". Аналогичные письма направлялись и в адрес правительства РСФСР и лично Владимиру Ильичу Ленину.

B начале 1920 года в Бухаре и Хиве начались массовые народные восстания. Состоявшейся 26 апреля Всехивинский курултай (съезд) народных представителей провозгласил образование Хорезмской народной Советской республики (Хорезм — прежнее название Хивы, существовавшее до середины XVII века). В сентябре 1920 года одержал победу - руководимый созданной здесь в 1918 году Коммунистической партией восставший народ Бухары. Бухара также была провозглашена народной Советской республикой.

Впервые в истории Бухары трудящиеся получили здесь равные права (такие, как право на труд, образование н материальное обеспечение в случае болезни и старости, например) и свободы: слова, печати, собраний и др. Конституция Бухарской народной Советской республики при этом отразила и присущие государству особенности. К примеру, - рассказывает профессор Устинов, — она признавала я охраняла право частной собственности на землю и основные орудия и средства производства, предоставляла избирательное право ряду представителей эксплуататорских классов и др.

Революции, победившие в Бухаре и Хиве в 1920 году, — отметил учёный, — были направлены прежде всего против феодального строя.

В силу этого, они носили не социалистический, а народно-демократический характер: их движущей силой выступало крестьянство в союзе с городской беднотой. Это были государства советского типа. И теперь перед трудящимися здесь стояла задача, которая еще никогда не стояла в истории: перейти к социализму, минуя капитализм. За исторически короткий срок им предстояло осуществить прежде всего революционно-демократические преобразования, связанные, например, с ликвидацией социально-патриархальных отношений и подготовкой политических и экономических условий для перехода к социалистическим преобразованиям,

При этом важное значение играло и то что создание и упрочение народных советских республик происходило в Бухаре и Хорезме с максимальным учётом местных национально-культурных особенностей. Эти преобразования смогли успешно осуществляться благодаря бескорыстной помощи русского рабочего класса. Он на практике показал, что принципы пролетарского интернационализма не могут ограничиваться лишь признанием равноправия и взаимного уважения народов, а предполагают прежде всего помощь, взаимодействие, всестороннюю поддержку борющихся народов.

Буквально в первые дни существования Хорезмской республики Советское правительство выделило ей единовременную субсидию в 500 миллионов рублей. В Бухару из России было завезено 1,5 миллиона аршин мануфактуры, безвозмездно предоставлен кредит в 4 миллиарда рублей. И это в те годы, когда Советская Россия сама находилась в тяжёлых экономических условиях, когда у людей не хватало хлеба, в домах - электричества, в топках – угля.

Однако, пожалуй, в те годы не было ни одной сферы жизни молодых республик, где бы помощь России не была видна. С помощью русского рабочего класса в Бухаре и Хорезме строились новые предприятия. Приехавшие из России инженеры и техники помогали восстанавливать разрушенные басмачами хлопко-очистительные, маслобойные п кирпичные заводы, оросительную сеть, При содействии русской интеллигенции, к промеру, в Бухарской республике только в течение одного года были открыты 39 школ, 12 интернатов, 4 музыкальные школы, 14 библиотек, Институт просвещения. По мере укрепления народной власти и осуществления социально-экономических преобразований в различных сферах жизни создавались благоприятные условия для установления дальнейшего тесного сотрудничества между всеми народами Средней Азии.

Важным шагом в этом плане стало объединение в 1923 году экономических ресурсов Бухары, Хорезма и Туркестана, что особенно благоприятно сказалось на развитии хлопководства — важнейшей отрасли хозяйства Средней Азии. Совместно были также созданы централизованное Управление ирригационными сооружениями и другие организации.

B дальнейшем возросшая политическая активность, полная демократизация органов народно-советской власти‚ большое хозяйственное строительство создали предпосылки и позволили осуществить переход Бухары - Хорезма от этапа народно-советской революции к этапу социалистической революция.

В 1922 году Хорезм стал социалистической республикой, в 1924-м — Бухара. Это были многонациональные республики. Причем ни один народ в них не был преобладающим по сравнению с другими. Узбеки, туркмены, таджики, киргизы продолжали оставаться разбросанными между Хорезмом, Бухарой п Туркестаном. Политические же и административные границы, по существу, не совпадали с этническими.

И потому, - отметил профессор Устинов, — учитывая желание народных масс воссоединиться в рамках советской социалистической национальной государственности, ВКП(б) и Советское правительство вместе с Коммунистическими партиями и правительствами Бухарской н Хорезмской республик осенью 1924 года провели национально-государственное размежевание Туркестана, Бухары и Хорезма.

Вместо них в процессе национально-государственного строительства в Средней Азии были созданы советские социалистические республики — Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и Киргизия. Так на смену азиатским феодальным деспотиям, существовавшим в Бухаре и Хиве, пришли социалистические республики. Их опыт наглядно подтвердил сформулированное В. И. Лениным положение о том, что с помощью пролетариата передовых стран, страны, отставшие в прошлом в своем социально-экономическом развитии, могут перейти к социалистическому строю и через определенные ступени развития.