
В изданном Президентском Указе о возвращении обязательной продажи валютной выручки самое, безусловно, интригующее - институт комиссаров от Росфинмониторинга. Эти специалисты сядут в компаниях, которых Указ коснется, и будут в непрерывном режиме контролировать его исполнение.
Сам по себе Росфинмониторинг - контора очень мощная, но узко специализированная: третий десяток лет, с принятия в 2001 закона о борьбе с преступными отмываниями, он сосредоточен только и исключительно на этой самой борьбе. И если сейчас на РФМ (а на его месте в принципе могли оказаться и ЦБ, и Минфин, и таможня, и налоговики) возлагается совершенно новая функция, значит, есть не столько даже понимание, что компетенций и инструментов для нее органу хватит, сколько глубокое к нему доверие, без которого таких чрезвычайных задач не получают.
И еще этот ход говорит о том, что основные причины неадекватности курса в последнюю пару месяцев оцениваются как носящие строго субъективный характер. В условиях, когда конъюнктура на основные наши экспортные товары совершенно не оставляет желать лучшего, этот субъективный характер следует понимать как стремление держать валютную выручку за границей, заводя ее в страну и тем более продавая только по прямой необходимости, плюс сильные спекулятивные мотивы поиграть на этой почве против рубля.
С интересом смотрим, ждать ли, для полноты картины, возврата прошлогодних ограничений на вывод из страны валюты физическими лицами. Актуальный лимит в миллион долларов на человека в месяц выглядит очень благородно, но если подходить к снаряду всерьез, то уж подходить.
Александр Разуваев