Заметки не издалека - и всего-то 46 лет спустя

В этом городе древнем и самобытном я не был целых 46 лет. Но вот попал, очутился. Приехал под вечер, а завтра проснулся в прекрасной и неповторимой гостинице «Успенская». Это в самом центре Углича. Уже утром отправляюсь на прогулку. Вместе с соратником, поэтом и хорошим человеком Николаем Берсенёвым и нашим прекрасным гидом – ученым и журналистом Татьяной Павловой.

Через древнюю площадь устремляемся к великой русской реке Волге, где у причала стоит красавец-теплоход «Антон Чехов». Помните как у Юрия Антонова:

Ах, белый теплоход, гудка тревожный бас,

Крик чаек за кормой, сиянье синих глаз

Ах, белый теплоход, бегущая вода

Уносишь ты меня, скажи куда?

Но четырёхпалубный корабль-пансионат не стал нашим притяжением. Мы идём по направлению к Угличскому Кремлю, к ансамблю построек. И о чудо, перед нашим взором первый местный колоритный шедевр-скульптура купцы-горожане и собака между ними.

Композицию открыли совсем недавно, и около нее постоянно можно наблюдать скопление людей. Конечно же, это туристы, спешащие запечатлеть себя на фоне несравненных представителей далеких времен. Отрадно, что скульптор искусно поработал с лицами купца и купчихи. Я совсем недавно побывал в Тамбове и лицезрел тамошнюю «Казначейшу» с довольно таки уродливым личиком. А здесь на Успенской площади дама вся такая миловидная и обольстительная.

Это она, Мария Леонтьева завещала когда-то все свое огромное состояние собаке Серко, которая сейчас вся такая бронзовая расположилась у её ног. Неслыханная наглость и дерзость богатейшей горожанки для того времени. Весь Углич был в те времена от такого ее вызова, что называется «на ушах». С ней судились, к ней взывали, ее проклинали, и все тщетно. Собака после ухода хозяйки в мир иной стала именитой богатой наследницей. Пока сама не почила и уж только потом богатства перешли в городскую казну.

Миф, история, красота-все запечатлено в одном скульптурном выразительном решении и эта композиция всем нам уже по душе. Да и что еще можно сказать, увидев такое совершенство. Только и остается восхищаться и радоваться, что в этом древнем русском городе появилась еще одна жемчужина. Настоящая и ценимая всеми!

Далее устремляемся к Палатам угличских удельных князей. Когда-то их хотели разобрать. А тамошний кирпич пустить для других нужд. Такое творилось везде и всюду на Руси. Вспоминаю в связи с этим, что в моем селе Святово тоже был храм, его разворошили и пустили на строительство льняного завода. Когда-то он работал, процветал, а нынче тишина. Нет того заводика, как нет и храма. Так что правду люди говорят , что на чужом несчастье счастья не построишь.

Вот и в самих Палатах сколько не старались мастеровитые люди приступить к разрушению здания, а какая-то неведомая сила их сбрасывала вниз, калечила, уродовала. Что тут делать, отступились, отошли. А Палаты те все же отремонтировали, спасибо городскому купечеству, и вот они перед нами все такие необыкновенные и волнующие.

Ходим неспеша по тенистым аллеям и вдруг перед нами возникает колоритная фигура боярина в лице сотрудника Угличского музея Виктора Бородулина.

В прошлые годы он трудился на прославленном Угличском часовом заводе, а ныне, перемещается по огромной музейной территории одетый в дорогую нательную рубашку с разнообразными вышивками и оберегами, сверху на нем кафтан, кунтуш, ферязь, на ногах шелковые портки и сапоги, выделанные возможно из настоящей, может даже и телячьей кожи.

А на голове та самая высокая горлатная шапка, а под ней, правда, Бородулин не показал нам всего, возможно была надета тафья, мурмолка. Ох, и сколько всего необыкновенного полагалось носить боярину.

А уж сам Бородулин весьма и весьма колоритен: одна борода чего стоит, а голос такой распевный, тягучий, низкий. Разговорились с ним, время летит незаметно, но пора и честь знать: мы тут отдыхаем, гуляем, а у него работа…

Следующий изумруд в кремлевском ансамбле – церковь Царевича Дмитрия на Крови. Его убийство так до сих пор и не раскрыто.

Кого-то обвинили, обезглавили, расправились с виновными в преступлении, да и тех ли умертвили, а вот самого последнего сына Ивана Грозного не уберегли, ироды

И погиб паренёк то ли вследствие мести, заговора, или же просто обыкновенного несчастного случая. На протяжении долгого времени на том самом месте, где нашли убиенного, выступали капли крови.

Это не мистика. А факты, причем доказанные. Так что был мальчик и нет его. Оттого и грустно…

А мы уже подходим к Спасо-Преображенскому собору – главному храму Углича. Когда-то за его стенами укрывались угличане, спасаясь от лихих поляков. Но не уберегли святые строения горожан от иноземцев. Все те звери, а не люди, порешили угличан, а сам храм сожгли. Супостаты, что и говорить. В огне сгорело все: иконы, утварь, имущество. Слава Богу, ушли захватчики, храм вновь отстроили и вот теперь он перед нами во всей своей первозданной красе.

Уходя с территории Кремля любуемся красавицей Волгой, которая в этом месте делает неожиданный поворот и на этот зигзаг можно смотреть долго, долго, целую вечность и не насмотришься. Так это затягивает…

А теплоход, он уже уплыл. И от этого как-то становится немного грустно на душе…

Правда, времени до отъезда в обрез, а ещё, как настаивает наш добрый экскурсовод Татьяна Александровна, непременно хоть чуть-чуть следует взглянуть на Дивную церковь. Она и в самом деле вся такая необыкновенная, что хочется писать, говорить только хорошее и выразительное. Но что мои слова, давайте вспомним в этом самом месте о великой поэтессе Ольге Берггольц. Она когда-то жила в Угличе и её поэтические строки об этой церкви всплывают в моём сознании, едва начинаю рассматривать само совершенство русской храмовой архитектуры.

А церковь всеми гранями своими

Такой прекрасной вышла, что народ

Ей дал своё — незыблемое — имя, —

Её доныне «Дивною» зовёт.


Возносятся все́ три её шатра

Столь величаво, просто и могуче,

Что отблеск дальних зорь

Лежит на них с утра,

А в час грозы

Их осеняют тучи…

Вот вроде и все, заканчивается наша прогулка. А напоследок заглянем ещё в музей «Авангард», знакомимся с его хранителем и искусным фотохудожником из Ярославля Юрием Галыбиным. И еще рассматриваем на стенах шедевры, шедевры и просто прекрасные работы. Их просто невозможно описать. Приезжайте, смотрите, восхищайтесь, убеждайтесь. Еще одна драгоценность Углича и какая она по счету, уже и не вспомнишь.

На этом, пожалуй, можно поставить точку. Я прощаюсь с моими прекрасными попутчиками и уезжаю с несравненным водителем Павлом к себе, в Переславский район, в доброе село Святово.

Чтобы уже завтра пуститься в новый вояж. Куда? А не все ли равно. В любой город, деревню, край. Они все в России, да и на этой планете под названием Земля замечательны и неповторимы.

Только надо лишь побывать там за свою жизнь, которая у каждого из нас, землян, ох как коротка. Так что необходимо торопиться…

А в Углич…Может все же стоит вновь туда приехать. Когда-нибудь со временем. Он так быстро меняется. Да и люди в нём живут необыкновенные, как и сам этот город – древний и неповторимый.

Так, что Углич, зимой я вновь загляну, заеду. Чтобы на тебя посмотреть…