8 апреля – День Памяти большого Человека и Писателя Олега Михайловича Куваева.

Он и был всегда таким. Любившим жизнь, романтику, дружбу, желающим воспитать в себе и донести до коллег, читателей, знакомых первооснову человеческих ценностей и всего созидания – будь сильным, работай мудро, развивайся и развивай своё дело. Его нет с нами уже 49 лет.

Выпускник МГРИ имени С.К. Орджоникидзе - ныне Российского государственного геологоразведочного университета.

Звезда его взошла 12 августа 1934 года в Костромской области и сияла на протяжении его жизненного пути всего лишь в 40 лет, но какой жизни! Он отметил своим созиданием и утверждением нравственности, профессионализма, жизнелюбием коллективы людей и литературу, просторы природы в Московской области и в Переславле-Залесском, в горных странах Тянь-Шаня и Памира, в Киргизии, в верховьях реки Амур, на Чукотке, в Кировской области, в Белоруссии и Магадане.

По его произведениям мы имеем профессиональную документальную и художественную кинематографию. Его произведения разобраны на цитаты и мелькают на полях Интернета. Его читают, он интересен современникам. «Работа может быть разной. Главное — работать с азартом …В своем деле необходимо стремиться к высокому уровню настоящего профессионализма». В этих своих словах весь Олег Михайлович Куваев.

Счастливым по-домашнему, любимый и любящий, с удовольствием писавший, с новыми планами в литературе и личной жизни и их свершением Олег Михайлович был именно в Переславле-Залесском. Озеро Плещеево и валы, улицы, центр города до сих пор помнят его поступь, общение, желания. И простился он с миром в древнем русском Переславле.

В его "Тройном полярном сюжете" вы найдёте: «Есть люди, которым труднее других. И на них обязанность быть лучше других. Другим сходит с рук, а им нет. Это вроде как каждый обязан. Но если человек решил жить по мечте, то обязан вдвойне. Потому что большинство жить по мечте трусит. Или благоразумие мешает. А те, кто живут по мечте, - они вроде примера. Или укора». Эти слова Сашке Ивакину говорит Инна – женщина, в секунды разглядевшая в Александре романтика, сильного мужчину, исследователя льда, гор, тундры, мечтающем о работе в Антарктиде.

Задача освоения Арктики, Сибири, чему посвятил работу геологом и писателем Олег Куваев, является и тогда, и сегодня, государственной. Владимир Путин, выступая на заседании РГО отметил: «Мы видим, что проекты Русского географического общества в освоении Арктики очень разнообразные и по географии, и по тематике. Всё это, безусловно, очень серьёзный вклад в развитие науки, в развитие общественной деятельности, направленный на просвещение, на создание условий для патриотического воспитания, на развитие нашего Отечества».

«Писатель не сделает открытия, если у него нет запаса биографии», - это мнение Героя Социалистического Труда, писателя и сценариста Юрия Бондарева. Литературная и человеческая судьба Куваева отвечает смыслу этих слов. Он не был лёгким другом. И тем более стал надёжным.

Вы открываете его книгу и с первых строк знаете, что этому человеку можно доверять свои вопросы и избавление от хандры и в 15 лет, и в 75. Он выплёскивается на страницы как цельный человек. Олег Михайлов прошёл через всё то, через что прошли его герои: и мёрзли, и мокли, и тонули, голодали, безмерно уставали и были счастливы, когда получалось ДЕЛО.

Прежде чем написать «Дом для бродяг», Куваев решил довести свой спор со злой и коварной рекой Омолон, по которой безмерно сложно проплыть в одиночку на самодельной деревянной лодке. Конечно, он выиграл этот спор, спустился к низовью, вышел на берег, и сказал себе, что можно сесть за машинку и писать. Ради состоятельности читателя.

Родился Куваев на железнодорожной станции Поназырево в Костромской области, в семье железнодорожника и учительницы, считал себя вятичем, ибо провел своё детство в Кировской губернии. Он усвоил что такое «сельская учительница, и что такое «ликбез» по жизни его родителей – когда мать поздно вечером шла за десять километров в глухую лесную деревню, неся с собой в качестве оружия вилы. А в лесах в то время была пропасть волков. И сельская учительница – это не только «сеяние доброго, мудрого, вечного», это – километры до школы и обратно, ещё огород, корова, сенокос. Во втором классе Олег пытался осилить «Войну и мир», мало что понял, но заточил постоянную потребность читать. Литература и книги о путешествиях определили его выбор «куда жить», а как обустраивать жизнь, определили геологоразведочный институт и Чукотка.

Он готовил себя к будущей кочевой жизни геолога: занимался спортом, особенно – лыжнёй, ел сырую мороженую рыбу, спал на полу в спальном мешке. Любил быть здоровым, гонял часами на велосипеде и лыжне, гордился, что может таскать тяжёлый рюкзак с утра до вечера. Не помышляя в институте о высотах литературной деятельности, написал и опубликовал в 1957 году в охотничьем журнале рассказ «За козерогами». Чукотка стала главным маршрутом в его жизни. Она стала родиной, не меньшей, чем то место, где он родился.

Мир Куваева велик. Его больше привлекали люди: то сильные и героические, то чудаковатые, но ЦЕЛЬНЫЕ. С весны 1965 года поселился в современном Королёве, наметив посвятить себя литературному труду. Уловить меру читательской заинтересованности, уловить эмоциональное поле – это «седьмое небо» в писательском успехе не каждому пииту является откровением.

Как жить? Поколения, народы, цивилизации ищут ответ на этот вопрос. Героям Куваева ясно, а нашим современникам? Его героям нужна не только свобода от бесцветности и пресности, но и ощущение полезности своего дела. Куваев пишет юность, которая формируется, личность. Его «Берег принцессы Люськи» занимателен не только для студенчества. Чужое дело делать приятно, когда в нём есть частица твоего труда – это золотой принцип сотрудничества в коллективе. Профессионализм и взаимовыручка – золотые критерии успеха.

«Посеешь поступок – пожнёшь характер» - втолковывают юнцу мудрые. Семён Семёнович Крапотников из повести «Чудаки живут на Востоке» осуществляет свой крапотниковский вариант – выращивать в питомнике норку. В спасение гибнущей от болезней норки включается почти весь посёлок – чисто броуновское движение. Это как пылинка счастливая с большой жаждой движения. Нераздельность цели и воли маленького человека.

«Весенняя охота на гусей» Куваева о том, как свести мечту до практического бытового уровня, как найти своё место тому, кто вышел из мест заключения. Для многих героев Куваева работа нечто большее, чем заработок. Как проникнуть во внутренний мир человека, в жизнь его при составлении образа? Человек хочет жить, как подобает человеку, когда его решения соответствуют нравственным принципам. А стоимость денег не затирается и не завышается, когда деньги – достойное средство созидания.

Время действия рассказа «Анютка, Хыш, свирепый Макавеев», свидетельствовавшего об усложнении проблематики творчества Куваева, приходится как на тот его возраст, когда кажется, что всё ещё можно исправить, когда особенно неприемлемы ложь и несправедливость. Восемь ребят, которые очень желали жить, ищут молибден на одной из северных сопок. Все, кроме Хыша, - новички. Им важно не только заработать денег, но и проявить романтику.

По прочтении рассказа читатель понимает, что каждый человек невелик. Но в нём есть добавка. Добавку можно взять, если сумеешь. Идеи этого рассказа получат своё воплощение в «Территории» и «Правилах бегства»: Нет таких людей, которые имеют право бить. И нет такой проблемы и задачи, которые это оправдывают. Автор верит в способность людей распоряжаться собственными судьбами, в принцип личной ответственности за свои поступки. А мудрый читатель для компромисса добавит с высоты решённых проблем: «Кто с мечом придёт…».

Ранние книги Куваева наполнены романтикой дальних дорог, но, со временем, он соглашается, что вздохи и ахи над закатом для геолога звучат оскорбительно. Писатель должен уметь рисковать. Потому и его произведения – не для всех. Риск обостряет восприятие. Олег Михайлович занимался альпинизмом. Он – человек действия, ставший литератором не по стечению обстоятельств. Это просто удивительно, как его хватало на всё. И писать, и ездить.

Успешный человек помнит, что он бывает менее счастлив, когда имеет многое, чем когда стремился к таковому. Олег Куваев умел работать, радоваться, рисковать и «просто жить», умел быть счастливым. В самом романтическом рассказе «С тех пор, как плавал старый Ной» его герои имеют вполне практические взгляды на вещи. Чудаки здорово помогают любить жизнь. «Всё-таки люди высокой породы есть», - прозвучит в ёмкой по мысли и чувству повести «Дом для бродяг».

В повести «Азовский вариант» автор исследует ситуацию чёткого понимания человека своей нужности. Колумбыч не смог обеспечить себе в радость оседлый «рай на земле» в Ставрополье. Ни любимая женщина, ни сад-огород, ни лиманы и крутые горы, ни рыба, которая сама лезла на берег, ни опыты по разведению домашней птицы не дали ему обретения оседлости. И даже воздух для полноты ощущения читателем, Куваев наполнил ароматом киселя. Любовь в произведениях Олега Михайловича – не главный мотив.

Негромкий, реальный патриотизм, тема войны вторгаются в произведения: «Телесная периферия», «Два выстрела в сентябре» и «Кто-то должен курлыкать». И простое, понятное всем утверждение, что «Лес-то не может один стоять, кто-нибудь должен по нему ходить, курлыкать, петь да перекликаться, без голосу лес-то засохнет».

Стиль Куваева молодой и прозрачный, от него веет апрельской свежестью и, чистотой, здоровьем. Производственных романов много, а его герои знают великость верыверуют в свой образ жизни. Суть профессии геолога – проникнуть взглядом вглубь земли не во имя денег, а чтобы при встрече через года при слове «помнишь..» засияло осевшее в душах золото. Человек проявляет себя, когда начинает действовать. В романе «Территория» Илья Николаевич Чинков – пример стратегически мыслящего человека идеями взаимосвязи государственности и производственной необходимости. Он сочетает знания, способности, видит дальше своих оппонентов, даже не осуждает тех, кто мешает ему, настолько он ЗНАЧИТЕЛЕН.

Роман «Правила бегства» не для слабых. За человека надо бороться. Нет человека без работы, но нет и человека только в работе. В романе для алкоголиков создана республика. Государству нужен трезвый кадр. Семён Рулёв реализует свои идеи. Верит в силу добра и доверие к людям. В экономике он – дуб, в оленеводстве – дуб трёхкратный: но, совхоз тот, что создал, никому не отдаст. Он притащил в него людей и доведёт их до черты. Куваев вывел формулу пьянства: «Пьют не по причине проблем. Спиваются от отсутствия цели». Кто-то оспорит?

Каждый писатель – проповедник морали, образа жизни. Индивидуальность человека – его работа, его географическая опора жизни. Проповедовать, что нет перспектив, - плохо. Надо провести жизнь в постижении мудрых ценностей бытия. Всё остальное – суета. С Олегом Куваевым ищешь во всяком Человека. Иногда его трудно извлечь. Но золото в душе и на пройденном пути стоит того. И отсутствием ненависти прекратить ненависть. Следующая книга Олега Михайловича могла полностью состояться в императиве духовности.

Но этого не случилось. Жаль…