В Год 300-летия Великого философа в столице проходит выставка «Русский Кант. Время и место».

Следует отметить, что её разместили в Музей-квартире Фёдора Михайловича Достоевского. Это же на улице Достоевского в доме №2. Так что поспешаем туда, где на третьем этаже представлена экспозиция, отображающая жизнь и деятельность великого мыслителя.

Как отметила, выступая в апреле на Конгрессе в Калининграде в честь юбилея гения мировой философии научный директор Академии Кантианы БФУ им. И. Канта, профессора кафедры философии ФМПГУ Нина Дмитриева, «… Кант интересен тем, что каждая эпоха приносит что-то свое в его понимание. С одной стороны, попытаться найти оригинального Канта - это задача фактически каждого поколения. С другой стороны, попытаться связать и по-хорошему использовать учение Канта для решения заново или впервые возникающих проблем - это задача каждого нового поколения. Тема исследования Канта не будет исчерпана еще следующие лет триста».

И в этом есть всё величие знаменитого философа из Кёнигсберга. Он уникален и все его труды велики. Иммануил Кант стал родоначальником немецкой классической философии. Центральными его произведениями считаются три работы — «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». В них исследуется, как работает человеческое мышление, разбирается моральная философия и этика долга. Философ разделял все в мире на «вещи-в-себе» и «вещи-для-нас». Дал понятие «категорический императив», сформировал уникальную концепцию нравственности. Кант также выдвинул гипотезы о существовании других галактик, образовании Солнечной системы из газового облака, а также доказал замедление суточного вращения Земли.

А Канта сам Фёдор Михайлович, несомненно, читал. И как несколько лет назад отметил в своей публикации Андрей Солонский «…даже решил вступить с философом в спор. Хотя слово «спор» слишком слабое, «жиденькое» какое-то для Федора Михайловича. «Достоевский в обнаруженном им якобы кантианстве Ивана [Карамазова] сам не последовал за Кантом, но, наоборот, он вступил в смертельный поединок с Кантом — в один из самых гениальных поединков, какие остались запечатленными в истории человеческой мысли.»
Так писал в 1963 году русский советский философ Яков Эммануилович Голосовкер в своей книге «Достоевский и Кант» Размышления читателя над романом «Братья Карамазовы» и трактатом Канта «Критика чистого разума». И хоть Кант один из самых серьезных и непростых философов, не стоит раньше времени пугаться, Голосовкер «переводит» все философские вопросы в понятные и знакомые каждому, хоть сколько ни будь мыслящему, человеку. И в этом одно из главных достоинств книги».

Эту уникальную и необычную книгу, изданную ещё в шестидесятых годах прошлого века, явил собравшимся на открытии выставки заведующий отделом «Музей-квартира Ф.М. Достоевского» Павел Евгеньевич Фокин. В том самом доме, где великий писатель проживал до своего переезда в Петербург. Так что совсем не случайно кантовская выставка разместилась в этом особняке. Всё правильно! И если внимательно прислушаться, то и сейчас Иммануил Кант и великий русский писатель Достоевский всё продолжают свой нескончаемый острый спор.

Войдя в зал, где разместились экспонаты выставки, детально и скрупулёзно знакомясь с ними, конечно же, несказанно обрадовался картинам молодого художника Алексея Мозгового « Белый Кант» и «Прогулки Канта».

Об исторических прогулках великого гражданина Кёнигсберга мне уже приходилось рассказывать ранее, так что сейчас всё внимание хотелось бы обратить на работу живописца, о которой Павел Евгеньевич сказал, что «…представленная картина –это не «Чёрный квадрат» Малевича, а «Белый Кант» Мозгового».

Как работу позиционирует сам творитель, это «смысловая переработка устоявшегося стереотипного образа, где главной деталью становится Белый Кант, а черное квадратное поле уходит на второй план. А интересная глубокая проработка Белого Канта элементами кракелюра и потертостями, через которые просвечивает розовый цвет соединяют в себе историю и современность, делают его основой произведения.

Вот такое нэйминговое сопоставление с великим философом Иммануилом Кантом».

В дополнение к этому лишь хочется ещё раз прикоснуться к разносторонним метким цитатам гениального философа, физика и астронома и просто мудреца, которые глубоко актуальны и в наше время. И ещё они будут долго востребованы.

Дайте человеку всё, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это всё не есть всё.

Веселое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире.

Мужчина ревнует, когда любит. Женщина — даже когда не любит. Ведь поклонники, завоеванные другими женщинами, исчезают из круга её поклонников.

Человек может стать человеком лишь благодаря воспитанию.

Мыслить — значит беседовать с самим собой.

Если наказывать ребёнка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды.

Мудрый может менять мнение; глупец — никогда.

Остановился лишь на этих семи цитатах из всего того множества мудрого и неповторимого, что оставил нам великий житель Кёнигсберга.

И хочется сказать от всех нас, живущих, сердечное «Спасибо!» устроителям этой необычной московской кантовской выставки и удивительному художнику Алексею Мозговому, который своими картинами позволил войти нам ещё раз в кантовский мир, побыть с ним, окунуться в ту эпоху, где жил и творил великий философ. Как отмечали учёные со всех континентов, собравшиеся весной на Кантовский конгресс в его городе «…он всегда призывал думать своим умом…». А это значит, что и нам необходимо Канта преодолевать, расширять, дополнять и цитировать. Как это было ранее, есть сейчас и, конечно, будет всё последующее время. Его дело живёт и процветает. И это правда. Как и тот мир, в котором мы все живём. Все по-своему. Неповторимо. И особенно…

И призываю всех, кто ещё не видел эту уникальную выставку, обязательно посетить её. Не пожалеете ничуть. Это ведь сам Иммануил Кант, его время и уникальные раритеты явились в Москву. Так что поспешайте…

Валентин Малютин, журналист

Алексей Мозговой, художник

https://mozgowoi.ru/