Следует отметить, что её разместили в Музей-квартире Фёдора Михайловича Достоевского. Это же на улице Достоевского в доме №2. Так что поспешаем туда, где на третьем этаже представлена экспозиция, отображающая жизнь и деятельность великого мыслителя.
Как отметила, выступая в апреле на Конгрессе в Калининграде в честь юбилея гения мировой философии научный директор Академии Кантианы БФУ им. И. Канта, профессора кафедры философии ФМПГУ Нина Дмитриева, «… Кант интересен тем, что каждая эпоха приносит что-то свое в его понимание. С одной стороны, попытаться найти оригинального Канта - это задача фактически каждого поколения. С другой стороны, попытаться связать и по-хорошему использовать учение Канта для решения заново или впервые возникающих проблем - это задача каждого нового поколения. Тема исследования Канта не будет исчерпана еще следующие лет триста».
И в этом есть всё величие знаменитого философа из Кёнигсберга. Он уникален и все его труды велики. Иммануил Кант стал родоначальником немецкой классической философии. Центральными его произведениями считаются три работы — «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». В них исследуется, как работает человеческое мышление, разбирается моральная философия и этика долга. Философ разделял все в мире на «вещи-в-себе» и «вещи-для-нас». Дал понятие «категорический императив», сформировал уникальную концепцию нравственности. Кант также выдвинул гипотезы о существовании других галактик, образовании Солнечной системы из газового облака, а также доказал замедление суточного вращения Земли.
А Канта сам Фёдор Михайлович, несомненно, читал.
И как несколько лет назад отметил в своей публикации Андрей Солонский «…даже решил вступить с философом в спор. Хотя слово «спор» слишком слабое,
«жиденькое» какое-то для Федора Михайловича. «Достоевский в обнаруженном им
якобы кантианстве Ивана [Карамазова] сам не последовал за Кантом, но, наоборот,
он вступил в смертельный поединок с Кантом — в один из самых гениальных
поединков, какие остались запечатленными в истории человеческой мысли.»
Так писал в 1963 году русский советский философ Яков Эммануилович Голосовкер в
своей книге «Достоевский и Кант» Размышления читателя над романом «Братья
Карамазовы» и трактатом Канта «Критика чистого разума». И хоть Кант один из
самых серьезных и непростых философов, не стоит раньше времени пугаться,
Голосовкер «переводит» все философские вопросы в понятные и знакомые каждому,
хоть сколько ни будь мыслящему, человеку. И в этом одно из главных достоинств
книги».
Эту уникальную и необычную книгу, изданную ещё в шестидесятых годах прошлого века, явил собравшимся на открытии выставки заведующий отделом «Музей-квартира Ф.М. Достоевского» Павел Евгеньевич Фокин. В том самом доме, где великий писатель проживал до своего переезда в Петербург. Так что совсем не случайно кантовская выставка разместилась в этом особняке. Всё правильно! И если внимательно прислушаться, то и сейчас Иммануил Кант и великий русский писатель Достоевский всё продолжают свой нескончаемый острый спор.
Войдя в зал, где разместились экспонаты выставки, детально и скрупулёзно знакомясь с ними, конечно же, несказанно обрадовался картинам молодого художника Алексея Мозгового « Белый Кант» и «Прогулки Канта».
Об исторических прогулках великого гражданина Кёнигсберга мне уже приходилось рассказывать ранее, так что сейчас всё внимание хотелось бы обратить на работу живописца, о которой Павел Евгеньевич сказал, что «…представленная картина –это не «Чёрный квадрат» Малевича, а «Белый Кант» Мозгового».
Как работу позиционирует сам творитель, это
«смысловая переработка устоявшегося стереотипного образа, где главной деталью
становится Белый Кант, а черное квадратное поле уходит на второй план. А
интересная глубокая проработка Белого Канта элементами кракелюра и
потертостями, через которые просвечивает розовый цвет соединяют в себе историю
и современность, делают его основой произведения.
Вот такое нэйминговое сопоставление с великим философом Иммануилом
Кантом».
В дополнение к этому лишь хочется ещё раз прикоснуться к разносторонним метким цитатам гениального философа, физика и астронома и просто мудреца, которые глубоко актуальны и в наше время. И ещё они будут долго востребованы.
Дайте человеку всё, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это всё не есть всё.
Веселое выражение лица постепенно отражается и на внутреннем мире.
Мужчина ревнует, когда любит. Женщина — даже когда не любит. Ведь поклонники, завоеванные другими женщинами, исчезают из круга её поклонников.
Человек может стать человеком лишь благодаря воспитанию.
Мыслить — значит беседовать с самим собой.
Если наказывать ребёнка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды.
Мудрый может менять мнение; глупец — никогда.
Остановился лишь на этих семи цитатах из всего того множества мудрого и неповторимого, что оставил нам великий житель Кёнигсберга.
И хочется сказать от всех нас, живущих, сердечное «Спасибо!» устроителям этой необычной московской кантовской выставки и удивительному художнику Алексею Мозговому, который своими картинами позволил войти нам ещё раз в кантовский мир, побыть с ним, окунуться в ту эпоху, где жил и творил великий философ. Как отмечали учёные со всех континентов, собравшиеся весной на Кантовский конгресс в его городе «…он всегда призывал думать своим умом…». А это значит, что и нам необходимо Канта преодолевать, расширять, дополнять и цитировать. Как это было ранее, есть сейчас и, конечно, будет всё последующее время. Его дело живёт и процветает. И это правда. Как и тот мир, в котором мы все живём. Все по-своему. Неповторимо. И особенно…
И призываю всех, кто ещё не видел эту уникальную выставку, обязательно посетить её. Не пожалеете ничуть. Это ведь сам Иммануил Кант, его время и уникальные раритеты явились в Москву. Так что поспешайте…
Валентин Малютин, журналист
Алексей Мозговой, художник