Масштабная реконструкции гидроузла Белоомут, расположенного на реке Оке в Луховицком районе Подмосковья, осуществлялась в рамках федерального проекта "Внутренние водные пути" Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Заказчиком работ по проекту выступал Росморречфлот, застройщиком – ФГБУ "Канал имени Москвы", генподрядчиком на завершающем этапе – ФГБУ «Морспасслужба».
Гидроузел Белоомут был построен по проекту русского инженера Нестора Пузыревского в 1911-1915 гг. для решения проблем маловодья на р.Оке, его строительство способствовало соединению р.Москвы с Волгой и Поволжьем, существенно укрепив торговые связи с одним из крупнейших торгово-промышленных центров Российской Империи – Нижним Новгородом.
Строительно-монтажные работы по реконструкции гидроузла Белоомут начались в 2015 г.; в рамках проекта возводились современный судоходный шлюз и капитальная плотина, рассчитанные на увеличение пропуска судов за счёт роста гарантированных глубин на данном участке р.Ока.
В 2017 году был завершен 1-й этап реконструкции, который включал в себя строительство судоходного шлюза и первой очереди плотины.
В 2018 году в рамках 2-го этапа планировалось завершить возведение плотины, но из-за финансовых проблем генподрядчика строительство было приостановлено. В 2019 году после проведения ряда организационных мероприятий строительно-монтажные работы были вновь возобновлены, удалось достроить плотину, произвести пусконаладку оборудования и АСУ плотиной, выполнить благоустройство территории.
По завершению всех работ уполномоченный
надзорный и контролирующий орган – Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР) – по итогам соответствующей
проверки 29 декабря
Заявление Застройщика о выдаче Разрешения на ввод гидроузла Белоомут в эксплуатацию поступило в Министерство
жилищной политики Московской области 31.12.2020, после чего итоговый комплект
документов был в установленном порядке проверен на предмет полноты и комплектности,
принят к надлежащему рассмотрению по существу и в соответствии с регламентом Минжилполитики
МО 15 января
Успешное завершение реконструкции ГУ Белоомут стало возможным благодаря слаженной работе двух подведомственных Росморречфлоту ФГБУ: «Канал имени Москвы» и "Морспасслужба", фактически всё II полугодие велось в круглосуточном режиме с привлечение лучших специалистов и большого количества самой новейшей и современной техники.
В апреле
- обеспечить гарантированные судоходные глубины для пассажирского и грузового транзитного флота с общим увеличением на 0,91 тыс. тонн пропускной способности данного участка ВВП;
- увеличить количество реконструируемых судоходных гидротехнических сооружений, имеющих нормальный уровень безопасности;
- расширить протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов.