Время напомнить, что собой реально представляют санкции, контрсанкции, экспорт и реэкспорт

Что там, в очередном пакете

Мы никогда принципиально не отмечали отдельной публикацией ни один из пакетов западных санкций против России, каким бы страшным он не представлялся. Годичной давности исключение для 11-го пакета лишь подтверждает правило. Дело в том, что этот новый пакет, наряду с двумя предыдущими санкционными пакетами - направлен, главным образом, на более активное противодействие обходу уже введённых ограничительных мер.

На днях об этом особо заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен по итогам саммита ЕС в Брюсселе. Точнее, «11-й пакет санкций будет, в основном, направлен на борьбу с обходом рестрикций - на то, чтобы прикрыть реэкспортные лазейки».

Напомним, что во всех антироссийских санкционных ЕС-пакетах де-факто или де-юре участвуют и не входящие в ЕС Великобритания с её 11-ю зарубежными полу-протекторатами. Из них шесть – это оффшорно-реэкспортные страны: Босния и Герцеговина, Норвегия, Швейцария, Исландия, Албания и Северная Македония. Плюс к ним оффшорно-реэкспортные, хотя и «миниатюрные» Мальта, Монако, Сан-Марино, Андорра и Лихтенштейн.

Срок ввода нового пакета предварительно определен на начало-середину апреля 2023 г. Предусматриваются ограничительные, в крайнем случае - запретительные меры на торговлю, инвестиционное, в том числе межбанковское, в ряде случаев и на гуманитарное сотрудничество со странами, продолжающими экономическое взаимодействие с Российской Федерацией.

Напомним, в этой связи, что с осени 2022 г. – января нынешнего года действуют совместные комиссии США и ЕС, контролирующие финансово-экономические связи всех стран Центральной Азии и ещё примерно 20-ти стран с РФ в контексте антироссийских санкций. На предмет возможного включения этих стран и/или их бизнеса в параллельные и вторичные санкции.

География на экспорт

Причём под новый пакет, который так и называется — антиреэкспортный, подпадают территории стран ЕС, имеющие автономный таможенно-экономический статус, что пока позволяет им проводить реэкспортные операции и транзитные транзакции с российской стороной.

Не пожалеем строк и огласим весь список: это северо-марокканские анклавы Испании, португальские о-ва Мадейра и Селваженш, датские Фареры с Гренландией, некоторые прибрежные районы в Греции (включая ряд греческих островов в Эгейском море), германский остров Гельголанд, карибские автономии Нидерландов.

Тем временем, в ЕС большинство компаний-контейнерных перевозчиков уже прекратили сообщение с Россией. При этом, в морских портах почти всех стран ЕС грузы и грузовые суда, следующие транзитом через эти страны в РФ, подвергаются всё более тщательному досмотру и всё чаще задерживаются на их таможенных границах. В этой связи, крупнейшие ныне торговые партнеры России - КНР и Индия – к весне 2023 г. прекратили, а многие страны Африки и Латинской Америки – ограничили поставки товаров в РФ транзитом через Европу.

Между тем, в ЕАЭС-ЕЭК пока не прорабатываются коллективные ответные контрмеры против ужесточающихся «реэкспортных» санкций Запада. Прежде всего потому, что, кроме Белоруссии, ни одна из стран ЕАЭС, включая Кубу и Узбекистан со статусом наблюдателя в Союзе, поныне – с 2014 года - не включаются в российские контрсанкционные меры. Та же «нейтральная» позиция и у других стран Центральной Азии. Очевидно, что все они стремятся избежать вторичных санкций. И едва ли такая их позиция изменится в связи с планируемым ужесточением «реэкспортных» санкций.

Тем временем, в Евросоюзе уже рассматривают варианты введения с апреля-середины мая 2023 г. параллельных санкций против всех стран Центральной Азии, ибо считается, что они активно занимаются реэкспортом подсанкционных товаров в Россию. В преамбуле означенного документа ЕС отмечено, что «необходимо подать четкий сигнал физически и юрлицам в третьих странах.

Материальная поддержка российской армии и ОПК РФ будет иметь для них серьёзные последствия, которые отразятся на доступе третьих стран к рынку Евросоюза. С учётом вышеупомянутых факторов, антиреэкспортный курс Брюсселя едва ли не согласован с Вашингтоном.

Сообщается также, что, например, по ситуации на конец марта практически все коммерческие банки Киргизии стали весьма вероятными кандидатами для параллельных санкций США уже в ближайшее время. В таком случае нельзя не согласиться с Иваном Тимофеевым, генеральным директором РСМД: «Финансовые транзакции чреваты вторичными санкциями для контрагентов и в дружественных странах».

А производители в этих странах, работающие на американском или европейском оборудовании из США или ЕС «будут, как минимум, ограничены в поставках своей продукции российским заказчикам». Более ущербные последствия — «это уголовное преследование за обход санкций и поставки через третьи страны.

Комбатанты и… мутанты

Западные, особенно американские профильные ведомства научились за многие годы раскрывать такие схемы, пресекая попытки Ирана, КНДР и других стран (Мьянмы, Судана, Кубы, Зимбабве; Ливии, Югославии, Ирака, Эфиопии, Гренады в последние годы правления М. Каддафи, Сл. Милошевича, М.Х. Мариама, М. Бишопа. – Прим. Ред.) обходить введённые против них санкции».

Вот почему «следует ожидать, что меры по запаиванию лазеек и схем обхода будут усилены многократно». Ожидать и готовиться. Приведём лишь некоторые, в этой связи, штрихи двойственного характера санкций: скажем, военная интервенция Бельгии при поддержке НАТО в экс-бельгийское Конго в первой половине 60-х сопровождалась… санкциями Запада не против Бельгии, а против Конго.

Включая блокаду конголезских морских портов (Бома и Матади), и подчеркнём, что случилось это всё сразу после переброски в страну бельгийских войск и французского «Иностранного легиона». А США ввели санкции, включающие и морскую блокаду против Северного Вьетнама (ДРВ) Камбоджи именно в период американской агрессии в этих странах (1964-1973 гг.).

Правда, направляемые в эти страны суда из СССР и КНР американцы не решались задерживать, хотя спровоцированные ими эксцессы нередко происходили и с этими судами. Зато санкции США против КНР в 1950-м - начале 70-х, к которым присоединились большинство стран НАТО (с Австралией, Новой Зеландией и Японией), показательно мутировали.

То есть, от максимальной жёсткости в 50-х – середине 60-х годов – к их всё большей декларативности. Ибо КНР усиливала конфронтацию с СССР со второй половины 60-х – разумеется, выгодную Западу. А вот присоединение в 1975 г. сопредельного и с КНР гималайского княжества Сикким к Индии официально никак не комментировалось и на Западе, и в ООН. Поскольку такая акция Дели укрепила позиции Индии на границе с китайским Тибетом, где местных сепаратистов издавна поддерживает не только Запад…