Известный аналитик опровергает опасения, что российской экономике может грозить стагфляция

Высокая ключевая ставка ЦБ может привести к стагнации в экономике, то есть к сокращению промпроизводства, которое уже ниже, чем было в первом полугодии, а в сочетании с ростом цен — к стагфляции. Такое мнение выразили эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) в обнародованной накануне аналитической записке. Яркий пример стагфляции — это 90-е годы, когда ВВП нашей страны ежегодно падал, а цены быстро росли. Однако сегодня Россия находится в совершенно ином состоянии.

О том, кому выгодны экономические «пугалки», в интервью «МК» рассказал член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев. Аналитик не сомневается, что все страхи - это политически ангажированная история.

— Вы согласны с выводом ЦМАКП о нависшем над российской экономикой риске стагфляции?

— Никакой стагфляции не будет. На мой взгляд, мы имеем дело с лоббизмом. Заемщики, в первую очередь предприниматели, которые привыкли работать в тепличных условиях, хотят более дешевого кредита. Сокращать издержки они не привыкли. Конечно, бывают случаи, когда долгосрочные инвестиции идут из банковских кредитов, но прежде всего они должны направляться из прибыли, из акционерного капитала. Вообще, есть много способов найти деньги на развитие бизнеса: можно провести IPO, можно продать долю компании партнерам и т.д. А постоянно настаивать на практически «халявных» кредитах — это требовать для себя привилегированных условий. Я не спорю с тем, что есть сферы, где должны быть льготные ставки по кредитам: например, так работает и должна работать оборонка. Но всем подряд предоставлять такие условия — это, мягко говоря, экономически неправильно.

А есть ли деньги у бизнеса на развитие за счет собственных ресурсов?

- Безусловно, есть. Напоминаю, что в первом полугодии прибыль нефтегазовых компаний страны выросла до $32-39 млрд, что почти на 65% больше, чем за тот же период прошлого года. Строительные организации, по данным Росстата, за первое полугодие получили прибыль в 254,6 млрд рублей, что почти на 10% больше, чем в прошлом году.

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций сельского хозяйства, то есть компаний в растениеводстве, животноводстве, охоте, в январе-марте 2024 года составил 232 млрд рублей, что на 30,8% выше, чем годом ранее.

И список этот можно продолжать. В целом, по данным Росстата, выручка крупных и средних российских предприятий увеличилась на 23% в первом полугодии этого года, что выше инфляции и является весьма впечатляющим результатом в условиях санкций и двузначной ключевой ставки. Так что говорить о нехватке у компаний денег, которые они могли бы направить на их собственное развитие, в таких условиях как минимум странно.

От редакции

В отличие от Александра Разуваева, ряд экспертов считает, что Россия из-за жёсткой денежно-кредитной политики Банка России всё-таки может столкнуться со стагфляцией — одновременным спадом в экономике и ростом цен. Об этом, к примеру, как указано выше, предупредили экономисты ЦМАКП.

Аналитики ЦМАКП, которых наш эксперт не без оснований подозревает в некой ангажированности, говорят о сценарии «шока со спадом производства» с вероятностью корпоративных банкротств и неплатежей. При этом повышение ставки ЦБ не сможет в полной мере побороть инфляцию из-за роста «квазипроцентных платежей» и конъюнктурных факторов, считают они.

Окончание следует