Неплохая внешне отчётность газового гиганта, увы, вряд ли отражает реальное положение дел в концерне

Сегодня многие, не только мы задаёмся вопросом, что стоит за переходом «Газпрома» к высокой прибыли в 2024 году (1,2 трлн рублей по МСФО). Как известно из отчётности, концерн значительно нарастил добычу газа — до 416 млрд куб. м (по словам Алексея Миллера), по сравнению с 359 млрд куб. м в 2023-м. Если разбить прирост по известной части географии продаж, то получится, что в Европу по трубопроводам поступили дополнительные 4 млрд куб. м, в Китай по «Силе Сибири» — 8,5 млрд куб. м, и ещё 15 млрд куб. м ушли на российский внутренний рынок.

Дополнительная выручка от поставок в Китай в 2024 году составила 300 млрд рублей, от продаж на внутреннем рынке — 77 млрд (спрос на газ в России заметно вырос). А добавочные 4 млрд куб. м, проданные на европейском рынке, могли принести концерну от 1,2 до 1,6 млрд евро, то есть примерно 120–160 млрд рублей.

Еще одна часть прироста добычи связана с тем, что в марте 2024 года «Газпром» стал владельцем бывшей доли Shell в «Сахалинской энергии», операторе проекта «Сахалин-2». И с этого момента, как мажоритарный акционер, он начал учитывать всю добычу этого проекта как свою. В 2024 году она составила 10,2 млн тонн СПГ, на изготовление которого ушло около 15 млрд куб. м добытого газа.

Соответственно, в отчетность «Газпрома» попала добыча за девять последующих месяцев (апрель — декабрь), прибавив к общему балансу 12 млрд куб. м. Это не «творческая бухгалтерия», а стандартный подход к учёту мажоритарных и миноритарных долей в предприятиях.

Итоговый верифицируемый прирост добычи за 2024 год получается около 40 млрд куб. м, а не 61 млрд куб. м, как заявляет руководство концерна. Но это в любом случае весьма значимый результат, который не мог не оказать положительного влияния на выручку.

Впрочем, здесь тоже есть эффект от консолидации «Сахалинской энергии». В 2023 году «Газпром» учитывал только 50% прибыли оператора «Сахалин-2» — 161 млрд руб. В 2024 году такой подход использовался лишь в первом квартале (46 млрд рублей), а начиная со второго вся выручка «Сахалинской энергии» стала учитываться в полном объеме, составив в итоге 464 млрд рублей.

Получение полного контроля над «Сахалинской энергией» вообще оказалось для «Газпрома» настолько выгодным, что в отчётности концерна за 2024 год даже появилась отдельная строка: «Прибыль от выгодной покупки дочерней организации». За 27,5-процентную долю в проекте «Газпром» заплатил 94 млрд рублей, но сразу же зафиксировал прибыль от этой сделки — 191 млрд рублей. При этом Shell, предыдущий владелец этой доли, произвёл списание на 1,6 млрд. долл.

Тем не менее, выгоды 2024 года не ограничились для «Газпрома» ростом добычи газа и получением доли Shell в «Сахалинской энергии». Дополнительный 1 трлн рублей концерн получил от продажи нефти, газоконденсата и нефтепродуктов. Физический объём продаж почти не изменился — просто выросли цены. В 2024 году средняя цена барреля нефти Urals была на 6 долл. выше, чем в 2023-м. Хотя и тут тоже сказался переход к учету всех результатов работы «Сахалинской энергии» как газпромовских.

Свою долю в рост прибыли также внесло сокращение расходной части. В 2024 году списания составили лишь 286 млрд рублей, что на 860 млрд меньше, чем в 2023-м. Новые налоги не вводили. А производственные расходы (материалы, зарплаты, ремонт, обслуживание и прочее) выросли на 10%, что примерно соответствует инфляции.

Итог оказался закономерен: «Газпром» продемонстрировал прибыль. Она составила 1219 млрд рублей, что немного выше 1203 млрд в довоенном и доковидном 2019-м. Правда, в пересчёте в доллары картина получается не такая радужная: 13,2 млрд. долл. против 18,6 млрд. долл. А если пересчитать результаты 2019 года с поправкой на накопившуюся за эти пять лет инфляцию, то разрыв получится еще больше: 13,2 млрд. долл. против 23,3 млрд. долл.

Этим проблемы в финансовом состоянии «Газпрома» не исчерпываются. В 2024 году из 1219 млрд рублей прибыли концерна около 500 млрд приходилось на «Газпром нефть», которая на 95% принадлежит «Газпрому» и учитывается в его отчетности. То есть собственно у «Газпрома» было лишь 719 млрд рублей.

Мало того, если взять более практический показатель — «чистые денежные средства от операционной деятельности», то видно, что приток денег в концерн после 2021 года заметно уменьшился. А вот масштабы капитальных вложений продолжают оставаться крайне высокими, составив в 2024 году 2,9 млрд рублей. Это заметно больше, чем у крупнейших нефтегазовых компаний вроде Exxon Mobil, Shell и Total Energie, чей уровень активности существенно выше.

В итоге весьма сложно сказать, куда именно концерн направляет свои гигантские инвестиции.