Время определиться настало для всех - но в первую очередь для тех, кто считает себя "мозгом нации"

Теперь уже можно смело сказать, что интеллигенция в традиционном общероссийском понимании этого слова исчезает. Внутреннее её содержание в настоящее время не выдерживает напора различных новых неидеализированных начал нашей сегодняшней жизни, и она постепенно вырождается, превращаясь в привычные для всего остального мира некие трудовые интеллигентские, или, точнее, наполовину интеллектуальные слои. Времена истинных суперпророков почти мирового значения, которых в последние столетия олицетворяли многие общероссийские интеллигенты, в России, похоже, почти безвозвратно уходят.

И у них сейчас уже нет, ставшей в последние два века нашей истории привычной возможности легко овладевать душами людей родной страны. Хотя раньше наши люди всегда были готовы к тому, что подобные пророки рано или поздно обязательно придут и быстро осветят – в представлении этих самых российских людей – современный им тусклый и безнадёжный, в мыслительном, да и материальном плане, мир. А ведь было не очень давно, почти на нашей памяти, когда мировые интеллектуальные кумиры сотворялись как хотели.

Но не очень уже возможно в современное время пожечь глаголом сердца простых, да и сложных российских людей, и прослыть пусть даже и самым примитивным глашатаем очередной самой главной духообразовательной истины мира в самой последней инстанции в своём собственном Отечестве.

А ныне практически любой человек нашей страны сам в состоянии найти почти любую истину Вселенной вполне самостоятельно, без особенных посторонних влияний.

Он даже вполне может сам стать очередным новым пророком. Но только в довольно ограниченном пространстве, несмотря на все нынешние прекрасно развитые коммуникации. Слишком велика в последние годы развилась конкуренция в этом деле во всём мире. Больно много пророков и выбрать из них наиболее тебе подходящего, очень большая проблема. Так что очень мало кто этим правом нынче сможет успешно и широко воспользоваться.

Однако, несмотря на это, почти каждый из нас в этом совсем не уверен. Особенно, если открытая любым индивидуумом лично истина проста в обращении, обычна в своей очевидности и привычна в своей незаменимости, независимо от того, чего эта истина касается и к чему приложена. Но часто после своего открытия люди будут постоянно холить и лелеять её внутри себя, и почти всегда останутся верны именно этой своей личной истине всю жизнь, даже если это самая убогая и подленькая из них.

Поэтому у подавляющего большинства современных людей постоянно наблюдается равнодушное спокойствие в мозгах ко всем остальным глубоким и мелким истинам мира, которые им попадаются на долгом жизненном пути, но до которых они не смогли дойти собственным умом. Не только в качестве мыслителей, но и просто поняли бы озвученную мысль другого человека.

Для многих людей подобные размышления скучны и однообразны, независимо от разнообразия мыслей, которые до них доходят. Слишком много усилий потребуется для их усвоения и осмысливания.

И на этом фоне, даже если попытки возрождения широкой пророческой деятельности и делаются, то, обычно, они не только скучны и неоригинальны, но и потому, что они большинству людей малоинтересны изначально. Так как сам факт проявления мыслительного процесса в условиях интеллектуальной перенасыщенности информационного пространства сразу поставлен в не выгоднейшие условия нездоровой и нечестной конкуренции с уже существующим многообразием различнейших умных и не очень теорий и практик.

Именно поэтому сами попытчики, обычно сочиняют что-то, прежде всего сами для себя или себе подобных, которые также сочиняют что-то нечто подобное же.

Но взаимный обмен между ними происходит, обычно, не часто. Прежде всего, из-за мечты каждого из таких деятелей оказаться со своими мыслями в мире впереди всех остальных конкурентов, совершенно не заботясь о поисках любой нужной миру истины как таковой, как обычного простого объекта мировой духовной жизни.

Всё это вываливается на головы нормальных людей, которым, в конце концов, может надоесть разбираться в хитросплетениях межличностных ощущений и отношений, и они успешно избавляются в своих головах от взглядов как одной, так и другой, третьей и более сторон. Тем более, что постоянно возникают новые идеи, которые, при желании, дают пищу любому, даже самому нетребовательному уму.

Но самое главное, даже самые искренние, радикальные и успешные из нынешних возрождателей мировых теорий постоянно стараются использовать слишком прежний, а главное в настоящее время уже почти мало кому нужный, да и практически забытый в современном мире опыт. Ведь в нынешнем, чересчур прикладном и испытавшем все мыслимые мысли истории и философии современном мире, возвращение к опыту прежних изменений и надежд слишком упорно смотрится убогим анахронизмом. И не только для тех, для кого эти пророки-плагиаторы стараются вещать.

Скорее всего, и сами разговорившиеся мечтатели внутри себя смутно, но всё же достаточно чётко ощущают совершенно прямую ненужность и сомнительность выбранного ими способа самовыражения. Даже для самовыражения ими их собственных личностей и соображений.

Но надо же как-то соответствовать образу, и потому продолжаются эти игры полуинтеллектов. Хотя с точки зрения наших прежних идеалов и жизненных устремлений нынешнее положение дел и представляется довольно странным и неожиданным.

Но новым поколениям всё это не слишком интересно, потому что практичность, оказывается, может заменить всё.

Проще говоря, сугубо прагматическая реальность в российской стороне имеет все шансы взять над идеальными идеалами верх почти окончательно. Так сейчас почти и случилось. В нашем обществе теперь почти постоянно и искренне побеждает слишком элементарный, здравый смысл. Всё, что не связано с конкретной экономической выгодой, обычно, конкретного человека, практически всегда беспощадно вытесняется, в первую очередь, этим самым человеком.

Не умеющие приспосабливаться к такой надёжной очевидности современной жизни отечественные интеллигенты, или то, что под ними сейчас подразумевается, вымрут, с точки зрения диалектики развития общества и, соответственно, общественного сознания, естественным путем. Хотя они и искренне восприняли не слишком новое, хотя и давно традиционное и опирающееся на многолетний экономико-политический опыт нашей дореволюционной страны и теперешний опыт других государств, и с недавних пор утверждают, что именно такое существование теперь крайне необходимо всем людям мира. И уход таких отечественных людей уже сейчас происходит тихо и более-менее спокойно. Они постепенно переходят в новые состояния и сословия.

Те же интеллигенты, у которых, не исключено, ещё остались какие-то светлые воспоминания о пока ещё недавнем прошедшем и, может быть вначале и несколько навязанное, но, в итоге, скорее всего, всё же честно воспринятое и искреннее восхищение перед правившими в те недавние времена идеями, и те, не очень многие из них, которые, при всём при этом в настоящее время, может быть, успешно воспринимают и реализовывают запросы и реалии сегодняшнего дня, не слишком часто спешат поделиться своей отличной памятью с окружающими. Слишком велика их ответственность перед миром за духовное содержание их собственных голов, а также за все выходящие из неё возможные действия, которые могут почти совершенно не вписаться в практически полностью прагматическое отечественное настоящее. Скорее всего, именно как до сих пор считает большинство таких интеллигентов.

Хотя, сейчас вроде бы и нет официальной цензуры на старые мысли процветающих.

Однако слишком многие злые и глупые победители сегодняшнего дня вполне могут опять применить в отношении не самых сдержанных, самые крайние выражения. Что неоднократно уже и происходило.

Мало кто из широко известных ранее и сейчас людей осмеливался в последние годы, да и доныне (не осмеливался и в прежние режимы) нарываться на подобное обращение. Возможно, что в настоящее время они считают себя всё ещё слишком сложными людьми для публичного выражения своих, может быть, гораздо более искренних и глубоких чувств. Ведь им и так ныне неплохо живётся.

Бывший советский торгпред в Польше в 60-е – 70-е годы двадцатого века – как утверждает один мой знакомый – рассказывал, что Кароль Войтыла, который был в то же самое время примасом этой католической страны, в те годы с большой теплотой отзывался об основателе Советского государства. Трудно было бы ожидать от него подобных слов после 1978 года, так же как и незадолго до этого. Тем не менее, утверждать, что он бы их после 1978 года не произнёс, всё-таки не совсем возможно чётко и решительно. Хотя и доказать, что он абсолютно искренне хотел бы их сказать в последние десятилетия, как и говорил прежде, совершенно нельзя. Слишком условно всякое неискреннее положение.

Правда, всё ли Войтыле могло нравиться, в принципе, и искренне нравилось в признанном ныне почти официально одним из главных российских отце грехов.

В любом случае почти все адекватные люди сегодня уже вполне очевидно понимают, что мыслительный честный идеализм больше не слишком востребован широкими народными массами. И не только в нашем современном российском мире.

Продолжение следует