Об исключительной роли России в проекте железной дороги в Иране и Азербайджане

Иран и Россия достигли соглашения о строительстве мегапроекта стратегической железной дороги Решт-Астара, который, как предполагается, будет построен в течение 3 лет.

Развитие международных железнодорожных линий очень важно для расширения торговых отношений, и железнодорожный коридор Север-Юг является одним из важных международных и транснациональных проектов, который будет завершен с реализацией четырех приоритетных железнодорожных проектов: Чабахар-Захедан, Шираз-Бушер-Асалуйе, Дороуд-Хоррамабад, а также Решт-Энзели-Астара. С подключением этих железнодорожных линий железная дорога Ирана будет соединена с Азербайджаном, Россией, а затем с Европой.

Железнодорожная линия Решт-Астара, протяженностью 164 километра является одним из важнейших железнодорожных проектов, который является подходящей платформой для международного экспорта. Завершение строительства коридора север-юг, особенно соединения железнодорожной линии Решт-Энзели-Астара, настолько важно, что даже лидер Исламской революции Аятолла Сейед Али Хаменеи подчеркнул ускорение этого проекта. Обеспокоенность президента Ирана относительно ускорения реализации и завершения этого проекта, с одной стороны, и энтузиазм российских властей в этом отношении, с другой стороны, привели к тому, что завершение проекта железной дороги Решт-Астара стало транснациональным требованием.

Важность развития транспортной сети страны

Коридор Решт-Астара является мостом, соединяющим европейские страны с Индийским океаном и Персидским заливом. Сеть автомобильных дорог, морских путей и железных дорог протяженностью 7200 км делает международный транспортный коридор Север-Юг самым коротким маршрутом сообщения (около 35-37 дней) между Россией и Индией.

Коридор Север-Юг предоставит Индии более прямой доступ к Центральной Азии и России, одновременно позволив Ирану стать региональным транзитным узлом.

Коридор Север-Юг может составить серьезную конкуренцию Суэцкому каналу в торговле между Востоком и Западом. Стоимость перевозки грузов транзитом по этому маршруту на 30% дешевле, чем по другим маршрутам в регионе, а время транспортировки индийских товаров в Россию сокращается вдвое через Суэцкий канал.

Геостратегическое значение коридора Север-Юг, который привлекал еще до войны в Восточной Европе и отсутствия безопасности в российских портах на Черном море, вызвало большую озабоченность в связи с энергетическим кризисом и зерновым кризисом, вызванным войной на Украине.

В целом, страны Центральной Азии и Южного Кавказа сталкиваются с острой нехваткой пространства для развития торговых отношений друг с другом, и любая возможность развивать торговые отношения между ними, особенно в области транспорта, будет приветствоваться этими странами.

Преимущества коридора Решт-Астара

В дополнение к развитию международного транзита и использованию территориальных возможностей, завершение строительства коридора Север-Юг является источником стабильного дохода для Ирана. Ожидается, что с вводом в действие коридора Север-Юг Иран сможет ежегодно зарабатывать около 20 миллиардов долларов на этом транзитном маршруте, что может частично снизить зависимость страны от доходов от нефти.

Пропускная способность коридора Север-Юг составляет 30 миллионов тонн в год, но в настоящее время Иран использует 2 миллиона тонн из этой пропускной способности.

Если Иран достигнет своей цели стать региональным хабом, ему не нужно будет продавать сырую нефть и полезные ископаемые, а выгоды, полученные благодаря транзиту и туризму, избавят страну от необходимости продавать сырую нефть и полезные ископаемые.

По этому коридору в Европу будут транспортироваться товары из Индии, Китая и Восточной Азии на сумму около 250 миллиардов долларов. Ожидается, что доля Ирана в товарах составит около 4% в транзите и около 15% в производстве.

Завершение и запуск этого крупного международного проекта изменит позицию Ирана в международной экономике с позиции экспорта "сырья" на позицию "транзита".

Этот коридор является одним из важнейших путей сообщения между Евразией и Персидским заливом, который может сыграть важную роль в транзите товаров региональных и внерегиональных стран, учитывая подход 13-го правительства к дипломатии соседства и развитию коммуникаций и отношений со странами региона.

Использование транзитных возможностей коридоров и региональных организаций, таких как Шанхайская организация сотрудничества и т.д., является одной из важных мер 13-го правительства Ирана по расширению экономической дипломатии и продвижению стратегии укрепления отношений с соседями в соответствии с национальными интересами.

Ваши документы, пожалуйста

Иран и Россия завершают подготовку исполнительной документации для запуска проекта железной дороги Решт-Астара

Министр дорог и городского развития Ирана Мехрдад Базрпаш на встречах с заместителем Премьер-министра России Александром Новаком и министром транспорта Российской Федерации Виталием Савельевым подчеркнул необходимость расширения сотрудничества между двумя странами и использования существующих мощностей в комбинированных перевозках с использованием морских и железнодорожных перевозок по железной дороге Каспий-Решт.

"С завершением строительства 35 км железной дороги Решт до Каспийского порта в ближайшем будущем этот порт будет соединен с южными портами Ирана в Персидском заливе, особенно с портом Бандар-Аббас, через железнодорожную сеть, что станет важным событием в комбинированных перевозках с российскими портами на севере Каспийского моря", - сказал Базрпаш.

Говоря о приеме Ираном первого российского грузового судна Ro-Ro, Базрпаш назвал этот вопрос большим шагом в морской торговле между Ираном и Россией и заявил, что взаимопонимание между Ираном и Россией важно для судостроения в Каспийском море.

"Расширение транзитной способности морского маршрута через коридоры север-юг вдоль западного Каспийского моря и восточного Каспийского моря также может быть эффективным в сокращении интенсивного наземного движения на Кавказе", - добавил он.

Виталий Савельев, со своей стороны, сказал, что завершение железнодорожного коридора Север-Юг имеет особое значение, что будет достигнуто путем строительства железной дороги Решт-Астара, и Россия полна решимости содействовать строительству этого проекта.

В ходе этих встреч были доработаны документы о сотрудничестве по строительству железной дороги Решт-Астара между Ираном и Россией.