Окончание. Начало читайте
В настоящее время перед официальным Ташкентом стоит достаточно внятная, но от этого не менее сложная дилемма.
С одной стороны - более тесные и облегченные с финансовой точки зрения связи с соседями, а также гарантии соблюдения конституционного порядка в свете недавних сепаратистских волнений в Каракалпакстане, проведение, наконец уже, демаркации с соседями по Ферганской долине, совместное решение с Казахстаном вопроса реабилитации Аральского моря. Казахстан сумел уже чего-то добиться, а в узбекской его части дела обстоят всё хуже и хуже.
С другой - получение западных инвестиций при том, что поправка Джексона - Вэника действует против постсоветских стран только в США, но они могут надавить на другие страны НАТО. Впрочем, например, на Казахстан пока не надавили, но мнение американских аналитиков по этому вопросу более существенно, чем российских и узбекских. Им виднее, они там живут, а не мы.
По поводу нарушения прав человека в Узбекистане, в ОДКБ и ЕАЭС эта тема никогда никого не волновала. Но вот Запад тема добровольно-принудительного сбора хлопка, процветавшего при Каримове, волнует до сих пор. Но при президенте Мирзиёеве эта политика принудительного труда была отменена. Несмотря на то, что в 2019 году США отменили санкции в отношении узбекского хлопка, он по-прежнему экспортируется, в основном, в страны ЕАЭС, а не на Запад, из чего можно сделать определённые выводы. С другой стороны, проблема в том, что в Узбекистан понимают определённые риски, связанные с вступлением в ЕАЭС или любую другую организацию с единой таможенной пошлиной. Это может ограничить его возможности по налаживанию свободной торговли с третьими странами, в том числе с такими приоритетными партнёрами, как Турция. Узбекистан-Турция: инвестиционное партнёрство
На Турцию приходится 6,4 процента внешнеторгового оборота Узбекистана по состоянию на конец 2022 года. За турками следуют Южная Корея - 4,7 процента и Германия - 2,3 процента. Возможно, этот факт и вызывает противоречия в узбекском обществе по поводу укрепления отношений с ЕАЭС.
Однако даже в сильно геополитически ангажированном Всемирном банке уже подчеркивают, что вступление в ЕАЭС может привлечь дополнительные иностранные инвестиции и поддержать экономический рост Узбекистана, особенно как страны, не имеющей выхода к морю. Потому, в целом, Узбекистану действительно всерьёз опасаться нечего.
Возвращаясь к теме ОДКБ, зададимся вопросом, заинтересована ли Россия и другие члены организации в том, чтобы Узбекистан восстановил в ней своё членство? Факты говорят о том, что да. Ещё в августе прошлого года Министерство обороны России опубликовало пресс-релиз об эвакуации более 500 граждан стран Содружества Независимых Государств (СНГ) и Украины из Афганистана. В этом заявлении Узбекистан был упомянут как член ОДКБ. Вряд ли это какая-то провокация, судя по всему, эта ошибка на сайте Министерства обороны России возникла сразу после того, как президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев принял участие в саммите ОДКБ в качестве гостя.
В ходе мероприятия Мирзиёев согласился расширить сотрудничество своей страны со странами ОДКБ по вопросам региональной безопасности в свете нестабильной ситуации в Афганистане. Ко всему прочему, когда только в Афганистане к власти уже упорно шёл “Талибан”, Узбекистан участвовал в трёхсторонних (Россия, Таджикистан и Узбекистан) военных учениях на полигоне Харб-Майдон на юге Таджикистана. Кроме того, Узбекистан принимал у себя российские военные подразделения для проведения двусторонних военных учений «Юг-21» недалеко от своей крайней южной точки, города Термез, практически на границе с Афганистаном. Активная фаза учений Юг-21
Вопрос о восстановлении членства Узбекистана в ОДКБ и о его полноправном членстве, не в статусе наблюдателя, в ЕАЭС весьма сложен. Понятно, что Узбекистан, продающий в страны ЕАЭС текстильную и сельскохозяйственную продукцию, от этого будет иметь значительную выгоду. Членство в ОДКБ, поскольку Узбекистан граничит с проблемным Афганистаном, тоже для Узбекистана выгодно. Но Узбекистан может избрать и другой путь: по поводу ЕАЭС, пользуясь статусом наблюдателя, добиваться преференций, а по поводу ОДКБ - давить на соседний Таджикистан по поводу «афганского вопроса», оттягивая всеми путями своё прямое вступление в блок, которое всё-таки к многому обязывает.