
Отрадно, что в самый канун Дня Победы 9 мая, московский художник Алексей Мозговой явил нам свою новую работу –портрет белорусского писателя Василя Владимировича Быкова.
Он из числа тех офицеров, которые в своих произведениях «лейтенантской прозы», рассказали нам всю подлинную правду Великой Отечественной войны. Это они - Юрий Бондарев, Виктор Некрасов, Григорий Бакланов, Владимир Богомолов, Виктор Астафьев и ещё многие другие литераторы вместе с Василем Владимировичем поведали нам кровь и пот «окопной правды». Войны не парадной, не доблестной, наполненной отвагой, мужеством и славой. Это была просто тяжёлая, порой неподъемная, на пределе человеческих сил и возможностей трудная и многострадальная работа. По перемалыванию вражеской силы, уничтожению, истреблению всего того и тех, кто посмел вторгнуться на нашу мирную советскую землю. Помните эти строфы пулемётчика Семёна Гудзенко
Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как пред Господом Богом чисты…
Или вот это, тоже его, моё любимое
Бой был короткий. А потом
Глушили водку ледяную,
И выковыривал ножом
Из под ногтей я кровь чужую.
Так вот, Василь Быков, которому в июне текущего года исполнилось бы 100 лет, и мы, все люди живущие, будем это широко отмечать, сам родом из небольшой белорусской деревушки Бычки.
Уже учеником, он погружался в книги, которые имелись в школьной библиотеке. Особенно ему по душе была книжная лавка в районном центре Ушачи. Естественно, денег как таковых у парня не было, но зато можно было посмотреть, полистать. Однажды прочитав редчайшую книгу Жюля Верна «Из пушки на Луну», он полностью перевёл её на белорусский язык и отправил рукопись в Минск в газету «Пiянер Беларусi».
Учась в третьем классе Василь стал рисовать, перед войной начал учиться на скульптурном отделении Витебского художественного училища. Но в 1940 в системе среднего образования отменяют стипендии, и, бросив учебу, Быков ищет заработка — семья жила трудно.
Война застала Василя на Украине:
вначале копал окопы, затем 17-летним добровольцем отступал с армией. Во время
отступления в Белгороде он отстал от своих товарищей и был арестован. Василя
сочли вражеским шпионом и чуть не расстреляли. Но Бог миловал, обошлось.
В армию Быков призывается летом 1942 года и направляется на учебу в Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года ему было присвоено звание младшего лейтенанта.
Василь Владимирович прошёл трудными дорогами войны в пехоте, а после в армейской противотанковой бригаде. Брал с боями Кривой Рог, Александрию, Знаменку, а также сражался на территории Австрии, Венгрии, Болгарии и Югославии.
Читая его автобиографическую книгу «Долгая дорога домой», узнаёшь подлинную его неприглядную оценку советского оружия. И что же из себя представляли наши пушки-сорокапятки? Как он пишет:
«Откуда ни возьмись, снова танки. Пулеметными очередями они заставили стрелков залечь прямо в поле. Надо было немедленно окапываться. Но как это сделаешь? Лопатки не берут мерзлую землю. Так и лежали под огнем, даже не стреляя. (Это в кино эффектно показывают, как солдаты с гранатами в руках ползут под танки, взрывают их. В действительности так не бывает.)
В том бою, к примеру, танки приблизились метров на 400 и остановились. Цепь перед ними — как на ладони. Вот они и начали: снаряд за снарядом — чуть ни в каждого бойца. Выбивают батальон. Я приказал развернуть сорокапятку у обочины. Хоть мы и в боевых порядках стрелков, даже на полсотни метров впереди (просто не успели отойти вместе с пехотой), но стрелять всё равно далековато. А надо! Из танков нас пока не видно: придорожные кусты маскируют.
Мой наводчик открывает огонь. Я лежу немного в стороне от сорокапятки. Это нужно для того, чтобы лучше корректировать стрельбу. После каждого выстрела поднимается туча дыма, и тогда не разглядишь, куда попал снаряд. Со стороны видней. Смотрю, выстрел — и мимо. Еще один — тоже мимо. Третий… Попадание!Бронебойный снаряд, трассу которого можно было проследить, ударился о броню и рикошетом ушел в небо. Ударить бы в борт или в гусеницу! Но дистанция почти полкилометра. Тут бы хоть в танк попасть!
Не помню, сколько мы ещё сделали выстрелов (где в такой горячке сосчитаешь), но нас заметили. Когда я в очередной раз махнул рукой, командуя «огонь!», неподалеку разорвался первый снаряд, выпущенный из танка…»
В боях Василь не раз оказывался на волоске от смерти. В ходе Кировоградской операции он получил серьезные ранения в ногу и живот, и провел в госпитале три месяца. Затем снова убыл на передовую.
По ошибке Быков был записан как погибший. На братской могиле возле Северинки (Кировоградская область) на обелиске среди других погибших значилось и его имя. Его мать даже получила "похоронку". Эти события затем послужили основой его повести "Мертвым не больно". Которую он в печать уже после войны тоже пробивал с боями. Воевал с цензурой, партийными бонзами, военачальниками.
С наградой Быкову за всё пережитое, пройденное определились просто. Как он сам об этом говорит: «Орден Красной Звезды –обычная наша награда за войну». И это всё. Другим и это не получили. Говорили, что, мол, молодой ещё, успеешь. Но война –то закончилась…
А трофеи? О, с этим отдельная история. Как свидетельствует сам Василь Владимирович,
«…пожилые ветераны, которые провоевали всю войну, у кого на родине не осталось, что называется, ни кола, ни двора — лишь босые дети да голодные жены, чуть не плача, просили: ну разрешите хоть эти гамаши отвезти, хоть подошвы на сапоги… Ничего не разрешали! И тогда солдаты начали бросать эти не бог весть какие трофеи в реку, что текла рядом с дорогой. Поплыли по ней разные шмотки, гитары, ящики с провизией… Не сдадим — пусть лучше пропадут! Однако немало было и отобранного. Начальник политотдела уже из Болгарии отправил три «студебекера» с трофеями в Одессу, где жила его семья. Не отстали от него и другие — те, что с большими звездами на погонах…».
В добавление к этому скажу даже больше. Отдельные высокие чины, как к примеру, генерал-лейтенант Константин Фёдорович Телегин, заместитель Жукова был задержан в конце января 1948 года. Он отправил из Германии поезд с трофеями из десяти платформ и вагонов, из них только пять платформ с легковыми автомобилями и далее, далее, далее…
Свой рассказ пережитого и пройденного Василь Владимирович начал с повести «Журавлиный крик», вышедшей в конце 50-х годов прошлого века. В ней шесть советских бойцов преградили путь фашистам. Все полегли, но нанесли фашистам большие потери и вышли победителями.
А затем Быков явил в 1961 году свою повесть «Третья ракета». В 60-е годы вышли, принесшие писателю всемирную славу, повести «Альпийская баллада», «Мертвым не больно», в 70-е — «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Пойти и не вернуться».
В 1990 году журнал «Новый мир» опубликовал повесть «Облава», в 2002 году вышла книга воспоминаний «Долгая дорога домой», посвящённая военным годам и всей последующей его жизни.
По повести «Альпийская баллада» в 1967 году был поставлен одноименный балет , а в 1980 году по «Волчьей стае» - создана опера «Тропою жизни».
Его романы, повести и рассказы явились основой для фильмов «Третья ракета», «Альпийская баллада», «Долгие вёрсты войны», «Восхождение» (по повести «Сотников»), «Знак беды», «Пойти и не вернуться», «Блиндаж», «В тумане». В создании большинства картин, поставленных при жизни, писатель участвовал в качестве сценариста.
Как считал сам писатель, самый лучший из них – это проникновенный и пронимающий буквально до боли кинофильм «Восхождение» режиссёра Ларисы Шепитько. Вы посмотрите его и сами в этом убедитесь…
Умер Василь Быков 22 июня 2003 года в Боровлянах, под Минском. В тот самый страшный день, когда на нашу страну тогда в 1941 году пришла беда.
Смотрю на неповторимый портрет Василя Владимировича Быкова, нарисованный живописцем Алексеем Мозговым, которым открывается этот очерк.
Мужественное лицо человека – Победителя, который на своём жизненном пути столько перенёс, пережил и всех одолел. Сказал свою особенную жёсткую правду о войне.
Да он и потом был таким же мужественным и несгибаемым. Всегда. И во всём. И мы, люди живущие, за это благодарны ему. Наш низкий поклон! Фронтовику и писателю Василю Быкову!
Валентин Малютин, журналист