Москва и Минск договорились о схеме компенсаций за налоговый маневр

Россия возместит Белоруссии потери от налогового маневра, введя обратный акциз для белорусских НПЗ, при этом сумма субсидий может составить до 1,5 млрд долл. Союзные страны договорились насчет одной из самых сложных проблем в рамках интеграционного процесса — компенсации за российский налоговый маневр в нефтяной отрасли.

Минск оценивал свои потери из-за маневра в 2019–2024 годах в 10,5–11 млрд. долл. Белоруссия исторически покупала российскую нефть, не выплачивая пошлины в российский бюджет, а в последние годы получила возможность не возвращать и пошлины на нефтепродукты, полученные из этой нефти. Таким образом, страна получала скрытую субсидию, констатировал первый вице-премьер российского правительства Антон Силуанов. Но с 2019 года в рамках шестилетнего маневра Россия постепенно обнуляет экспортные пошлины на нефть, так что прежняя схема субсидирования не будет работать.

В итоге решено, что Россия предоставит белорусским НПЗ так называемый отрицательный акциз, говорят два источника РБК, знакомых с ходом переговоров. Это налоговый вычет, введенный для российских НПЗ в рамках налогового маневра с 2019 года. О том, что такой вариант обсуждается, в ноябре заявил вице-премьер Дмитрий Козак. По его словам, белорусские предприятия смогут получать вычет, как и российские, когда две страны унифицируют Налоговый кодекс в рамках экономической интеграции. Реально это случится не раньше 2022 года, сказал БелТА в начале декабря посол Белоруссии в России Владимир Семашко. До этого времени Россия сможет компенсировать потери Белоруссии от маневра, но лишь в некотором объеме за счет изменения ценообразования на нефть, отметил Семашко. По его словам, следующий год белорусские заводы должны пройти безболезненно.

Первоочередным является решение вопроса об унификации налогового законодательства России и Белоруссии, именно он сейчас обсуждается, пояснил РБК пресс-секретарь Дмитрия Медведева Олег Осипов. После приведения налоговых систем к единообразию для белорусских и российских предприятий будут введены единые правила, в том числе и отрицательный акциз.

Нефтеперерабатывающая отрасль является для Белоруссии критически важной, не менее четверти всего экспорта страны составляет ее продукция. Поэтому МВФ считает, что налоговый маневр является главной опасностью для белорусской экономики: если Россия откажется компенсировать Белоруссии потери от маневра, это может привести к рецессии.

Переговоры о компенсации — часть продолжающейся работы по согласованию условий углубления интеграции России и Белоруссии в рамках Союзного государства. 20 декабря в Санкт-Петербурге очередную встречу по этой теме проведут президенты Владимир Путин и Александр Лукашенко.

Урезанная субсидия

С 2017 года Минск получает по так называемому индикативному балансу 24 млн т беспошлинной российской нефти в год, но фактически два завода перерабатывают только 18 млн т. Без маневра субсидия для этих заводов при переработке 18 млн т могла составить 1,9 млрд долл в год, следует из слов заместителя главы «Белнефтехима» Андрея Бунакова (его цитировал «Интерфакс»). Остальные 6 млн из 24 млн т Белоруссия «перетамаживала», получая в бюджет экспортные пошлины от продажи российской нефти. Такая схема действовала в 2017–2019 годах для компенсации цен на газ для Белоруссии. Годовая стоимость «перетаможки» меняется в зависимости от цен на нефть. Например, в 2018 году, до того как Россия начала снижать экспортные пошлины, она оценивалась примерно в $2,3 млрд.

В 2020 году «индикативный баланс» вновь составит 24 млн т нефти, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на «Белнефтехим» и Минэнерго. Но «перетаможка» нефти в него не входит, заявил в начале декабря вице-премьер Дмитрий Козак. Это означает, что белорусские НПЗ могут увеличить переработку до 24 млн т нефти. В декабре о такой возможности журналистам сообщил и глава «Белнефтехима» Андрей Рыбаков: «Белорусские заводы уже давно в состоянии переработать 24 млн т. Мы всегда стремимся к максимуму».

Точно рассчитать размер отрицательного акциза для белорусских заводов нелегко — в России он считается по сложной формуле и зависит от нескольких параметров, в том числе цен на нефть, корзины нефтепродуктов завода, его удаленности от экспортных рынков и т.д., пояснил аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук. Вдобавок неизвестно, изменится ли формула для белорусских НПЗ. Для среднего российского завода отрицательный акциз с 2024 года составит 4 тыс. руб. на тонну, или 96 млрд руб. (1,5 млрд долл) при переработке 24 млн т нефти, заключил аналитик.