
На фоне все больших успехов талибов концепцию небезызвестной ресурсной сделки пришлось немного изменить. Соглашение решили заключать с ними, чтобы получить возможность вывести американских военных и сэкономить деньги налогоплательщиков. В 2018 году Вашингтон начал неформальные переговоры с «Талибаном». При этом официальные афганские власти были отстранены от диалога, что стало в глазах многих подтверждением, что даже американцы не воспринимают их всерьез.
Формально сразу после заключения сделки США с талибами в Афганистане должны были начаться межафганские переговоры. Но в их перспективу уже никто не верил. Афганские власти и военные, осознав, что американцы готовятся уйти без каких-либо гарантий безопасности, потеряли мотивацию продолжать службу.
Однако Трампа это мало волновало. В США начиналась предвыборная кампания, и формальное завершение войны в Афганистане могло создать ему образ миротворца и стать важным аргументом для переизбрания.
В итоге 29 февраля 2020 года США подписали с «Талибаном» Дохийское соглашение. «Это огромное достижение. Мы заключили сделку, которая положит конец этой бесконечной войне и вернет американских солдат домой», — не скрывал тогда радости Трамп.
Документ не был подписан ни американским президентом, ни даже тогдашним госсекретарем Майком Помпео. Со стороны США подпись поставил Залмай Халилзад, спецпредставитель президента по Афганистану. Лидер талибов Хайбатулла Ахундзада также воздержался, поручив расписаться своему сподвижнику, богослову Абдулу Гани Барадару. Все это лишний раз указывало, что стороны по-прежнему не доверяют друг другу и сомневаются в эффективности достигнутых договоренностей.
Так или иначе, сделка состоялась. Документ хвалили за точность формулировок и четкие сроки вывода иностранных войск — 9,5 месяцев с момента подписания. Соглашение также описывало перспективы экономического сотрудничества двух стран. Американцы пообещали снять санкции с «Талибана» и исключить его из черных списков международных организаций. А талибы обязались не допустить возвращения в Афганистан «Аль-Каиды» и других террористических группировок.
Для начала переговоров с официальными афганскими властями «Талибан» потребовал освободить 5 тысяч своих заключенных, пообещав в обмен отпустить тысячу афганских военных. Власти сочли обмен неравноценным — среди заключенных было немало террористов. Но Вашингтон вынудил Кабул принять условия талибов.
Для баланса Трамп грозил карами и «Талибану», если тот не будет соблюдать условия сделки. Но эти угрозы не воспринимались всерьез: все понимали, что США стремятся как можно скорее покинуть Афганистан, а что станет со страной позднее — Вашингтон уже не волнует.
И действительно, выиграв президентские выборы 2020 года, Джон Байден назвал соглашение Трампа с талибами «плохим», но не стал его отменять. Повторные переговоры вряд ли привели бы к иному результату, а американское общество устало от этой войны. Так что Байден признал обязательства по сделке Трампа, лишь сдвинув дату вывода войск с мая на август 2021 года.
Диалог между талибами и афганскими властями застопорился, едва начавшись. Теракты и нападения на правительственные объекты возобновились. Талибы заявляли, что полное выполнение условий соглашения возможно лишь после вывода американских войск. Это явно противоречило договоренностям и могло бы стать основанием для отсрочки вывода американских военных. Но не стало: чем дольше США оставались в Афганистане, тем чаще талибы прибегали к насилию, в том числе против мирных жителей и американских солдат.
В итоге в августе 2021 года и войска США, и президент Гани покинули страну, а власть захватили талибы. С тех пор в Афганистане так и не появилось ни стабильности, ни безопасности, ни американских инвестиций. Впрочем, о ресурсной сделке Трампа с талибами тоже мало кто вспоминает — даже в момент, когда такое же решение пытаются применить в Украине.