Продолжение интервью с экономистом, популярным блогером, экспертом и колумнистом

Не сомневаюсь - выдержать мы можем всё. Особенно те, кто помнит 1990-е.

— Теперь о санкциях, которыми нам грозят, прежде всего со стороны США. Байден на недавней пресс-конференции в качестве мер воздействия упомянул запрет российским банкам (и, возможно, сырьевым компаниям) на операции с долларом. Чем это чревато для нашей экономики и личных сбережений россиян?

— Обычно они говорят: отключим от SWIFT. В этом случае платежи просто подольше будут идти и возможны всякие сбои. Если они это осуществят, — а я думаю, что они подобного никогда не сделают, потому что это ударит по доверию к доллару как к резервной валюте, — то последствия не очень ясны. Понятно, что наша внешняя торговля не слишком пострадает, поскольку мы уже значительно сократили долю доллара в расчетах и с Евросоюзом, и с Китаем. Там уже евро и юань. Со Штатами мы мало торгуем.

Что касается непосредственно налички граждан, то за границу можно с ней поехать. Будет ли у нас здесь валютный рынок именно долларовый, трудно сказать, но в любом случае, наверное, банкам можно будет проводить операции через евро.

Поэтому все достаточно мутно, что они говорят. Конечно, они могут и корсчета наши заблокировать, и еще что-то сделать, но Россия все-таки настолько большая страна, и ее вес на отдельных рынках столь велик, что это будет очень болезненно, прежде всего для их союзников в Европе. Поэтому все, что США говорят, — пугалки.

А вот то, что они действительно могут сделать, — это организовать распродажу на рынке акций и обнуление фондового индекса. Но опять-таки надо понимать, что Россия способна дать очень жесткий экономический ответ. В частности, мы можем заморозить выплаты, включая корпоративные, по внешним долгам в пользу Запада. Также заморозить дивиденды по акциям. Вот подобное окажется довольно болезненным. Это «дедушка Ленин – лайт». Эти идеи в прессе были еще в 2015 году. Хотя, конечно, лучше, чтобы экономика не становилась заложницей политики.

— Лавров говорит, что Россия стремительно избавляется от долларов в золотовалютных резервах, пытаясь уменьшить зависимость от американской валюты. Насколько мы уже сократили долларовые резервы и свое участие в трежерис?

— В трежерис (ценные бумаги казначейства США — прим. ред.) мы свое участие почти обнулили еще весной 2018 года, когда были введены санкции против Олега Дерипаски и других представителей бизнеса. Там сейчас меньше 1 процента осталось. Но риск ареста есть. А в целом американские бонды ликвидные, надежные. Это проблема уже кредиторов, а не самих Соединенных Штатов.

Что касается структуры резервов… Да, мы снизили их, но это по-прежнему основная резервная валюта. Может быть, мир действительно распадется на несколько валютных зон. Мое мнение, через какой-то исторический промежуток человечество придет к единому правительству и к единой валюте. Может быть, вначале это окажется валюта стран БРИКС, но она будет привязана либо к золоту, либо к ценным бумагам, которые на золото завязаны. Подобное просто неизбежно. Это развитие транспорта, финансовых, телекоммуникационных технологий.

— Прав ли Лавров в части оценки американских действий? Зачем превращают доллар в политический инструмент давления и шантажа, что действительно не способствует доверию к нему? Или это все неправда?

— Это правда. Более того, примерно год назад они даже обсуждали возможность заморозить вложения Китая в их облигации. А у КНР их больше чем на триллион. Они действительно поступают не очень рационально. У них амбиции, ненависть, в том числе к нам, зашкаливают. На эту тему есть хороший анекдот. Скорпион на берегу реки обращается к лягушке: «Перевези меня на тот берег, и я тебе 100 долларов дам». Лягушка отвечает: «Скорпион, но ты же меня укусишь». Скорпион в ответ: «Если я тебя укушу, мы же вместе утонем». Поплыли. На середине реки скорпион начинает ее кусать. Лягушка говорит: «Что ты делаешь, мы же сейчас вместе утонем!» А он отвечает: «Да я знаю, но понимаешь, характер такой». Вот американцы так устроены, да. Но то, что у них сейчас инфляция, как в России, и ставка около нуля (неважно, повысят они ее или нет), обесценивает их валюту.

— Что такое санкции в отношении российского госдолга, включая долг наших госкомпаний, прописанные в четырех законопроектах, появившихся в палате представителей и сенате США?

— Это ударит прежде всего по банкам-держателям. Там уже не так много сейчас. Даже если будет распродажа, то наши резервы позволяют все это выкупить и валютными интервенциями сдержать курс. Нужно только политическое решение. И опять-таки при нынешних ценах на нефть, газ, уголь и так далее я думаю, за бюджет Российской Федерации можно не волноваться в принципе.

— Британский премьер Джонсон со своей стороны намерен провести переговоры с лидерами стран G7, чтобы создать «санкционную коалицию» для принятия «целенаправленных мер против олигархов, поддерживающих президента России». Это очень интересный вопрос, поскольку много разговоров о том, что громадные деньги нашей элиты и, скажем так, влиятельных людей, от которых зависит принятие важных решений, находятся в юрисдикции государств Запада. Если их начнут ущемлять, то насколько верны опасения, что эти люди смогут оказать влияние на Путина или его ближайшее окружение в интересах Запада?

— Они до сих пор помнят 1996 год, когда пул олигархов действительно избрал Ельцина. Это правда. Борис Березовский, Владимир Гусинский и далее по списку. Они считают, что подобное можно повторить. Понятно, что олигархи у нас давно другие. Кто не принял путинских правил игры, либо давно за границей, либо, как БАБ, уже в земле. Сейчас у нас чиновничий капитализм. Есть люди, которые мне симпатичны, типа Абрамовича. На них пытаются как-то давить, но они пока неплохо отбиваются. В любом случае они не могут никак повлиять на российскую политику. Очень узкий круг людей реально управляет Россией. На всяких закрытых тусовках, на которых мне приходилось бывать, говорили, что РФ управляют нефтяники и чекисты. Да, наверное, так. И это неплохо. Потому что как-то надавить на людей, которые принимают решения в России, никто не может. У этих людей на Западе ничего нет. Не берусь утверждать, но думаю, что где-то вне зоны влияния Запада у данных людей что-то есть, а на Западе нет ничего.

А все остальное — это их влажные фантазии и не более того. Бжезинский еще в 2008 году говорил, что Россия никогда не признает Абхазию и Южную Осетию. И что в итоге? Легко признала. РФ действительно суверенная страна, и они это дело проспали. Никакой цветной революции у нас тоже быть не может, поскольку, кто бы что ни говорил, но революции возможны в слабых с точки зрения государственности и власти странах с расколом элит. У нас этого нет. А если кто-то вспоминает 1917 год — так большевики были крепкой, сильной партией. Люди там прошли каторги, ссылки и знали, на что шли. Это была очень идейная боевая группировка. В итоге по разным причинам они смогли существенной части населения что-то предложить. Сейчас, когда отношения с Западом стремительно обостряются, население либо нейтральное, либо поддерживает власть. Поддерживает прежде всего именно за внешнюю политику. Таким образом, Запад добивается прямо противоположного эффекта вместо того, какого ему бы хотелось.

Источник https://www.business-gazeta.ru/article/538386