​Остров Даманский: мы говорим и пишем «события». А это была война

Герой Советского Союза Юрий Бабанский немало рассказал мне о конфликте на Даманском. Причём без пафоса и без купюр. Но, к сожалению, в последние годы в России тема подвига пограничников на Даманском совершенно перестала освещаться.

Нынешняя молодежь и вовсе не имеет представления о том пограничном конфликте. И поэтому

Заканчивая нашу беседу с Юрием Бабанским (см. ГИПЕР), я поинтересовался у него:

- Как Вы относитесь к такому забвению отечественной истории, в отличие от Китая, который открыто чествует своих героев?

- Стыдно сознавать, но молодёжь, которой уже за 20 лет, не знает об этом, как видите, ничего.

Нередко, можно слышать такое: «Забыли Великую Отечественную войну, войну с французами 1812 года почти не помним, о Гражданской так и вообще не вспоминаем». Вот эти непомнящие и теряют свою страну, свой авторитет, свой престиж. О каком-либо патриотизме уже говорить и не стоит.

Хуже того, молодёжь в первую очередь видит пацифистскую формулировку «пушечное мясо», и говорит примерно так: «Были на Даманском мужики, погибли». А добрым словом никто и не вспомнит…

Китай в этом плане показывает высшую степень государственной политики, основывающуюся на человеке. Он не забывает своих бойцов: их показывают, чествуют, делают всё, чтобы они жили хорошо и их уважали.

В 1969 году из меня, скажем прямо, сделали кумира. Когда с телеэкрана беспрерывно рассказывали о подвиге пограничников, все восхищались нами. Потом политическая власть сменилась, отношения с Китаем улучшились, и мы, естественно, замолчали.

- Насколько известно, пограничникам был дан приказ не отвечать на провокацию со стороны Китая. Но когда не отвечать было нельзя, поступил приказ отстаивать остров таким образом, чтобы конфликт остался в рамках пограничного столкновения. Чтобы две ядерные сверхдержавы не вступили в глобальную войну. Как у вас это получилось?

- В принципе, когда мудрые люди писали наставления, инструкции по пограничной службе, они руководствовались здравым смыслом. Идёт наш пограничный наряд, на другой стороне их пограничный наряд, две враждующие страны, войны в первородном смысле нет- не хотят, но оскорбляют друг друга, может, перестрелка произойдет.

Это разве война? Типичный пример пограничного конфликта, так как потом будут извинения, в рамках пограничного конфликта разбирается вся ситуация. Но такие люди, как Мао Цзэдун, хоть он умным был, и некоторые наши командующие до конца не ощущали весомость всей катастрофы.

Первыми начали китайцы, когда 2-го марта сжигали наши бронетранспортеры. С их берега артиллерия стреляла по нашим. На это мы тоже потом ответили своим артударом. Это же война необъявленная - сразу понятно. Война кратковременная, потому что по протяжённости ее никто не может оценить: сколько дней она будет длиться. Некоторые войны ведутся веками, а некоторые «постреляли» и закончилась.

Вот и в этом случае практически были боевые действия. Мы говорим и пишем «события», уходя от прямых объяснений и определений о произошедшем. Если это событие, то на бессознательном уровне это воспринимается как нечто позитивное, а когда гибнут люди — это уже война, ведь жертвы с обеих сторон были.

- В феврале 2021 года в «Независимой газете» было опубликовано интервью генерал-майора в отставке Владимира Ивановича Городинского о боях за остров Даманский. Что Вы скажете о данной публикации?

- Владимир Иванович раньше был в целом неплохим человеком, но какая-то в нём червоточина завелась, и от этого он выдумывает всевозможные небылицы, ссылаясь на исторические факты и боевые журналы. Он постоянно пишет, что было всё по-другому, иначе, но, а как «иначе», не говорит. А когда начинают проверять, нигде и никогда подобного не было.

Генерал Городинский, недавно, к сожалению, выступил и по Даманскому. Я его знаю хорошо: военный пенсионер, сейчас пишет мемуары. Куда бы он только не лез, все, скажем прямо, предатели восхваляют его, а мы, участники боевых действий, осуждаем, так как знаем правду. Я с ним даже говорил на эту тему, но всё бесполезно.

А потому давайте ещё раз вспомним о тех событиях на Даманском.

- Произошло это 2 марта 1969 года, в воскресенье. Китайцы спровоцировали нарушение границы, вышли на лёд реки Уссури, стали обходить наш советский остров Даманский, демонстрируя тем, что они контролируют нашу исконно русскую землю. Это недопустимо. Застава была поднята по тревоге, выехали к месту нарушения границы. Китайцы стали убегать на свою территорию, показывая, что они виноваты, что испугались. Но это был трюк, который привёл нас в засаду.

Это было ночью специально организовано, китайцев-провокаторов, подготовленных к вооружённой встрече с пограничниками, было более трёхсот. Нас было 32 человека. В живых осталось пять. Бой длился 1 час 40 минут. Но мы выстояли, победили. Китайцы удрали с нашего острова.

Мы собрали своих убитых товарищей. Раненых было мало. Эта провокация была санкционирована китайскими высокопоставленными деятелями, в том числе и лично «великим кормчим» - Мао Цзэдуном. Поэтому она не могла быть для китайцев пораженческой. Хотя они трезвонили на весь мир, что мы первые открыли огонь, спровоцировали вооружённый конфликт и виноваты во всём. А они только требуют свою территорию, которую мы у них будто когда-то забрали и недобросовестно себя ведём.

15 марта нахрапистые китайские «товарищи» вновь ринулись на остров, уже более крупными силами. И опять получили отпор. Потому что мы защищали свою землю и не собирались с неё отступать.

С Героем Советского Союза генерал-лейтенантом Юрием Васильевичем Бабанским разговаривал и размышлял о подвиге Ратибор Хмелёв