Когда мы хотим высоко оценить чью-либо работу, мы говорим, что она выполнена творчески, а это значит, интересно, оригинально, не стандартно.
Так что же такое творчество? Казалось бы, этот вопрос уместно задать музыканту, художнику, артисту, поэту. Но нашим собеседником стал учёный-экономист, точнее, доктор экономических наук, профессор Анатолий Васильевич Иванов.
А впрочем, почему “но”? Вряд ли можно оспорить, что научные открытия тоже происходят при творческом озарении. Анатолий Васильевич же не просто и не только талантливый учёный, он ещё и прекрасный организатор. Спокойный, невозмутимый он умеет говорить без внешних эффектов, убеждать без давления, увлекать глубиной мысли, неоспоримой логикой. Несколько лет назад вместе с несколькими коллегами он создал Академию творчествоведческих наук и учений.
Творчествоведение? Изучение творчества, его истоков, условий развития? А почему, собственно, нет. Да, это наука. Сегодня академия работает на общественных началах, но от этого её значение не уменьшается.
- Почему и как возникло новое направление и само слово, – спрашиваем Анатолия Васильевича, – и почему именно теперь, а не раньше, до этих главных перемен?
- Вряд ли мы задумываемся о том, что во все времена человечество выживало благодаря творчеству. Сегодня для нашей страны, переживающей сложный период своей истории, творчество может стать альтернативой ресурсному рынку и обеспечить стабильный, независящий от колебания мировых цен на энергоносители и металлы экономический рост.
- Другими словами, новое научное направление «творчествоведение» вызвано объективной необходимостью?
- Бесспорно. Много лет я занимаюсь социально-экономическими проблемами научно-технического прогресса ведущей отрасли промышленности – машиностроения. В «перестроечные» времена, когда перед народом нашей страны возникли не имеющие мировых прецедентов проблемы, я экономически «вычислил», что основой выживания, безопасности, конкурентоспособности и перехода к процветанию является творчествоведение.
Мировая цивилизация вступила в новое тысячелетие. Экономика знаний заменяет экономику капитала. Наступает новая эра – эра творчества. И научно-практическая база эры – именно творчествоведение.
- Но почему это предположение (извините, что называю открытие так осторожно) родилось только теперь, в начале третьего тысячелетия? Или, может быть, как это часто бывало в истории человеческой цивилизации, только теперь настал период своеобразного перехода количества в качество?
Возможно, должна быть некая критическая точка, когда с того, что совершалось не однажды, вдруг словно спадает завеса, открывая новые горизонты. А множественные события, которые воспринимались каждое по отдельности, вдруг оказывались прочно связанными в единое целое, имя которому – открытие.
- Возможно, и так.
- Я продолжу свою мысль. Законы физики и «законы» техники зачастую порождены практикой. Не правда ли? Архимед погружается в ванну отнюдь не для проведения опыта, а просто из-за вполне понятного желания человека быть чистым, и рождается закон о равенстве объема погруженного в воду тела и количества вытесненной жидкости. А закон Ньютона, который, конечно же, давно рождался в уме этого гениального человека, оформился благодаря исключительно обыденному факту – с яблони упало яблоко.
Впрочем, можно продолжать перечисление подобных примеров. Вы, конечно, поняли, почему я задала этот вопрос.
- Итак, почему творчествоведение родилось только теперь. Наверное, потому, что в нашем мире властвует закон причинно-следственных связей. Потому что зерно, брошенное в землю, не может сразу дать урожай, минуя стадии подготовки к рождению, роста, успешного или менее успешного при необходимости укрепления ствола, на котором вырастет колос, состоящий из зерен, подобных тому, что дало жизнь этому растению.
Или еще один наглядный и бесспорный пример – человеческое дитя, младенец не может сразу стать юношей или девушкой, образованным, знающим специалистом. Он непременно пройдет весь путь, предназначенный человеку природой – зарождение, развитие в материнской утробе, рождение на свет, младенчество, детство, подростковый период и т.д. На нашей планете, в нашей цивилизации, как это было раньше и как будет после нас, действуют объективные, а, значит независимые от нас законы.
Но вернемся к роли творчества в развитии человеческого общества. Двести с лишним лет на нашей земле господствует промышленно-финансовая эра и демократия как ее высшая форма. Несмотря на крупные достижения, человечество так и не смогло решить глобальные социальные проблемы. Наоборот, оно пришло к варварскому уничтожению природы, биосферы и, в конечном счете, самого себя. Все это обусловливает необходимость замены существующей социально-экономической философии философией созидательного творчества, представляющего фундамент новой эры. Основой для такого качественного скачка в развитии человечества и должно послужить творчествоведение.
Творчествоведение – это научная и практическая деятельность по оценке, повышению и наиболее полному использованию творческого потенциала с максимально благоприятными условиями для творчески активного гуманно ориентированного образа жизни.
Продолжение следует
Источник Наука: Эра творчества