
Сверхзадачей глобализма было заставить весь мир торговать, разделив его на "развитый" и "недоразвитый" под диктовку доллара и его суррогата - евро. Этакая новая редакция старой доброй колониальной системы.
Не получилось - "развитые" попали в прямую зависимость от "недоразвитых", которых интеллигентно называют развивающимися. Их лидер - Китай, даже замахнулся на лидирующие позиции США, буквально завалив их своими товарами, вполне вообще-то качественными, но по-настоящему страшно стало только когда зашла речь уже о технологическом лидерстве. Тут и крах неоколониализма не за горами.
Флуктуации по всему миру уже не спасают - войны, даже чужими руками становятся слишком опасными. Теперь, чтобы заставить Кремль совершить определенные действия, оружие направляют не на него, не на российские нефтяные компании и даже не на тех, кто покупает у них нефть, а на тех, кто экспортирует свои товары в США, работая при этом в одной стране с теми, кто покупает российскую нефть.
Похоже, что Дональд Трамп и его администрация нашли новое универсальное средство для решения всех проблем — пошлины. Мир ещё не пришёл в себя от первого масштабного даже не применения, а объявления о применении этого чудо-средства для улучшения торгового баланса США.
Тем временем, американское руководство уже грозится сделать еще один резкий шаг в этой области — ввести вторичные штрафные пошлины против тех стран, кто покупает российскую нефть, чтобы принудить Россию к содержательным переговорам с Украиной.
С другой стороны, наезд на Россию, и прямой и косвенный - это по сути наезд не только на Китай, но и на "весь мир проклятьем заклеймённый". Предложения Трампа о прекращении огня в зоне СВО звучат туманно и явно далеки от идеала обеих воюющих сторон.
Поэтому и Москва, и Киев скорее лишь изображают добрую волю, на деле стараясь нанести противнику напоследок как можно больше ущерба, чтобы усилить свои позиции на переговорах о долгосрочном мире. В такой ситуации Трампу приходится искать способы принудить две страны к реальному диалогу, а не имитации.
В случае с Украиной инструменты принуждения понятны — это угроза приостановить военную помощь и обмен разведывательной информацией, которая незаменима для успешного обстрела беспилотниками. Но что может послужить эффективным способом давления на Россию?
Эту роль, по словам Трампа, должны выполнить вторичные штрафные пошлины против стран, закупающих российскую нефть. Аналогичную меру Вашингтон уже ввел недавно против Венесуэлы, а теперь такой же законопроект против России обсуждают в Сенате по инициативе сенатора Линдси Грэма.
За три года войны США испробовали немало разных способов ограничить сырьевые доходы России. За это время стало понятно, что на ситуацию почти невозможно повлиять с помощью санкций против российских нефтяников и тех, кто обеспечивает торговлю нефтью, предоставляя суда, страховку и прохождение платежей. Возможно, дело в том, что США и другие страны Запада не были готовы наложить всеобъемлющие санкции на закупки российской нефти третьими странами — вплоть до того, что даже Япония и некоторые европейские страны до сих пор покупают нефть у РФ.
Сложный механизм ценового потолка, устанавливающий максимальную цену для нефтяного экспорта России, тоже толком не заработал. У покупателей и посредников всегда была возможность найти правдоподобные оправдания и объяснения собственной добросовестности. Но уничтожить спрос на российскую нефть за рамками санкционного механизма так и не получилось.
Продолжение темы последует