О русской Википедии. Половина вторая — когда главное участие, а не результат

Окончание. Начало читайте

ПолуСписок

Итак, в России в качестве альтернативы Википедии ныне действуют:

Энциклопедия Руниверсалис. В ней чуть более 2 млн статей, но активность после первых манипуляций незначительная.

Энциклопедия «Рувики» с числом статей, приближающимся к 2 млн, но имеющая разделы на языках народов России. Здесь схема работы ближе к оригиналу —доступно анонимное редактирование и свободная регистрация, хотя правки подлежат проверке уполномоченными участниками. Вот только активность после копирования небольшая.

Наконец, свой путь ищет энциклопедия «Знание. Вики», создавшая аж 25 тыс. статей.Создатели призывают институты и компании создавать статьи о себе и своих сотрудниках, предоставляя за это часть бюджета. Не указывая принципов отбора и формы повествования.

Как у Маршака в «Кошкином доме»: «Вы пляшите, что хотите, лишь бы был весёлый пляс!»

Что объединяет эти проекты — их возглавили, как всегда, «эффективные манагеры», главное для которых — бюджет. То есть опять действует принцип «Бабло побеждает зло!»

Да вот беда: у Википедии другие принципы. Это сетевая структура с кооперативным принципом управления. И она очень прилично существовала в мирное время. Но она была неинтересна, т. к. не аккумулировала большие деньги. Но после 2022 года за неё взялись наши недрузья и, не меняя основополагающих принципов, легко сделали её своим инструментом. Мы и не заметили, как она стала вначале злокачественной опухолью.

Соревноваться же с уже отработанным механизмом — всё равно что «школьнику драться с отборной шпаной» (никого никак не обзываю, просто цитирую Высоцкого). Хотя этим придется заниматься.

А ведь был хороший пример с Facebook. Когда его закрыли, конечно, кто-то нашёл способы продолжать изливать на нём свои потоки сознания, но большинство российских пользователей ушло с «мордо-книги» на отечественные, путь пока (надеюсь) и не совершенные, соцсети.

Получается так: хирург правильно поставил диагноз пациенту, решил, что надо срочно резать, не дожидаясь перитонита, вскрыл пациента, а потом задумался, а правильно ли он всё делает. А тут ещё коллеги с советами пришли. А когда здесь появились деньги, то и административно-хозяйственная часть больницы стала в этой истории главной.

И полуИтог

А Карфаген должен был быть разрушен. И разговор идёт не об уничтожении Википедии, а о сохранении основного массива знаний, созданного десятками тысяч российских авторов, с тем же принципом их обновления. Ампутации же подлежит паразитическая надстройка, ко всему этому не имеющая отношения.

Начинать надо… Впрочем кто нас спрашивает?

И это уже история из столетней давности, описанная, как с натуры Ильфом и Петровым во всеми любимых «12 стульях».

«Трамвайная станция, постройка которой замерла на фундаменте, была задумана Треуховым уже давно <…>.

Никто в точности не знал, когда начали строить старгородский трамвай.

Как-то, в двадцатом году, когда начались субботники, деповцы и канатчики пошли с музыкой на Гусище и весь день копали какие-то ямы. Нарыли очень много глубоких и больших ям. Среди работающих бегал товарищ в инженерской фуражке. За ним ходили с разноцветными шестами десятники. В следующий субботник работали в том же месте. Две ямы, вырытые не там… где надо, пришлось снова завалить. Товарищ в инженерской фуражке налетал на десятников и требовал объяснений. Новые ямы рыли ещё глубже и шире.

Потом привезли кирпич, и появились настоящие строительные рабочие. Они начали выкладывать фундамент. Затем всё стихло. Товарищ в инженерской фуражке приходил ещё иногда на опустевшую постройку и долго расхаживал в обложенной кирпичом яме».

Такова всемирная история, русская Википедия.

Существуют революционный и эволюционный методы преобразований. Мы же пытаемся внедрить «танцевальный». В стиле веселого танца «Летка-енка». Все вроде вместе (большинство добровольно, кому-то настоятельно рекомендовали быть в коллективе), руки на талии ближнего, прыгаем то вперёд, назад, опять вперёд. Вроде куда-то движемся, но это не так важно, главное — всем весело и все при деле!

Такое ощущение, что все важнейшие решения у нас определяют Подколёсины из гоголевской «Женитьбы».

«Уж вот даже и теперь назад никак нельзя попятиться: чрез минуту и под венец; уйти даже нельзя — там уж и карета, и всё стоит в готовности. А будто в самом деле нельзя уйти?»

Впрочем, иначе и быть не могло. Мы сейчас находимся в глубоком похмелье. Прошедшие десятилетия не могли пройти даром, организм отравлен. Мы пытаемся лечиться огуречным рассолом, «Алка-Зельтцером». Это даёт результаты, частично организм очищается, выводя токсины через Верхний Ларс, другие места. Но и это полумеры, а ведь есть самый надёжный способ, хорошо известный главврачу, — в советское время его называли «ресторанным» — два пальца в рот…

Наш президент объявил, что победа на выборах — это только пролог большой Победы. Значит, третий звонок уже прозвучал и вот-вот начнётся действие. Естественно, лишний свет в зале будет выключен...