Цифровые технологии должны помочь России и её партнёрам избавиться от долларовой зависимости

Тегеран 2024

Итак, страны БРИКС неожиданно оперативно взялись за перевод взаимных расчётов на национальные валюты. Но главное даже не в этом, тем более что сложностей на этом пути будет очень много, важнее то, что в БРИКС всерьёз рассчитывают обходиться без использования системы SWIFT.

ам, как известно, не совсем формально, но едва ли не каждый шаг автоматически пересчитывается на доллары. При этом кто-то из экспертов назвал это решение БРИКС реакцией функционеров сообщества на недавние решения в той же финансовой сфере другой интеграционной структуры – ШОС.

В ШОС, как известно, не так давно заговорили даже о некой общей валюте, но традиционное противостояние Индии и Китая вынудило пока ограничиться планами по созданию единого банка. Всё делается, опять же, по аналогии с БРИКС и локальной системы взаимных расчётов. Теперь речь идёт о том, чтобы интегрироваться в цифре.

Согласитесь, иначе в наше время вся эта суета с финансами не имеет никакого смысла. Интегрировать финансы отдельно от доллара в цифре – это значит не просто с использованием компьютерных сетей, а на базе продвинутых технологий блокчейн, где задействованы криптовалюты. Показательно, что инициатором начала процесса развода со SWIFT стала отнюдь не Россия, по-прежнему очень плотно вписанная в мировую экономику, это за неё сделал Иран. Исламская республика, уже почти год балансирующая на грани большой войны с Израилем, за это время вообще весьма заметно активизировалась по части интеграции.

Создана и вот-вот начнёт реально работать Зона свободной торговли с объединением ЕАЭС, Иран всего за два года членства стал чем-то вроде локомотива в ШОС. Наконец, состоялось присоединение бывшего всемирного изгоя к БРИКС, не сказать, чтобы долгожданное, причём сразу вместе с Египтом, ОАЭ и абсолютно сомнительной по части интеграции Эфиопией.

Ирану, помимо, разумеется, России, пришлось перенести массу сложностей в связи с санкциями Запада, которые обернулись для страны заметным спадом в экономике и гиперинфляцией, не подавленной до сих пор. Тегерану нужен такой мощный единый якорь, как БРИКС, и хорошо бы с единой валютой, способной спасти от обесценивания иранский риал.


Ничего личного - просто блокчейн

В аппарате БРИКС не слишком активно комментируют новацию, но уверяют, что возможность переводить деньги между собой по аналогии со SWIFT появится у компаний и банков девяти стран-членов объединения весьма скоро. Сроки не называются, но только работать система будет по принципу движения криптовалют. Сейчас не так важно, на какой операционной базе она будет основана – китайской или российской, но путь к единой валюте БРИКС лежит, скорее всего, через неё. Новые цифровые деньги вряд ли заменят рубли, юани, рупии и те же иранские риалы, тем более что в этом нет острой необходимости.

А вот необходимость уйти от SWIFT на сегодня явно назрела, как и желание многих, даже очень многих, максимально дистанцироваться от доллара. Специалисты расходятся в оценках, какова в наши дни реальная плата за повсеместное использование американской валюты, ведь речь может идти о мизерной доле процента, но главное – отнюдь не это.

Не стоит забывать, что в той же системе SWIFT априори заложены отчисления в пользу доллара. Не самые крупные – даже небезызвестный российский персонаж в почти самом высоком начальственном кресле, какое возможно сейчас в России, брал намного больше, за что и получил прозвище «Два процента». Но главное, что обязательной платой за курсовую разницу, страховками и комиссиями за обслуживание облагаются все до единой операции в долларах. Вне зависимости от участников и размеров.

Характерно, что если тема единой валюты БРИКС всплыла довольно давно, как только был с подачи ЮАР создан единый БРИКС-банк, и эти перспективные деньги кто-то даже показывал публике, то о единой платёжной системе говорили в основном специалисты. И все проекты такого рода числились перспективными, порой нарочито. В БРИКС множество разногласий, которые способны притормозить процессы финансовой интеграции.

Тут и разная динамика валют, и абсолютно не схожая стабильность экономик стран сообщества. Иран до сих пор не может одолеть чёрный валютный рынок, и на партнёров по БРИКС или ШОС это действует как красная тряпка на быка.

Тем не менее заместитель главы центробанка Ирана по международным вопросам Мохсен Карими (на фото) на днях решил обнародовать отнюдь не бесспорную инициативу в Москве. Понимая, что Россия первой поддержит саму идею. Ведь её тоже, как и Иран, в отличие от иных членов БРИКС, от системы SWIFT уже отлучили.

Есть ли жизнь без доллара и SWIFT?

На наших страницах было немало публикаций на данную тему – можно даже считать, целая серия Россия без SWIFT – это не страшно. Однако там шла речь в основном о том, как справиться без подключения к системе. А вот в БРИКС, похоже, сразу решили пойти дальше, и не ограничиваться, собственно, созданием независимой блокчейн-системы.

Специалисты уже готовы подкрепить её и аналогом международной организации по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Такая всемирная служба, как известно, называется ФАТФ и показывает вообще-то завидную эффективность.

Но опять же, надо помнить – это эффективность в пользу доллара и долларовых оборотов. По всем признакам в БРИКС и тут не хотят работать на доллар. В связи с этим будет весьма уместно процитировать уже упомянутого иранского банкира М. Карими, который особо отмечает, что государствам-членам БРИКС как «развивающимся в экономическом отношении державам необходим собственный расчётный механизм для создания единой финансовой системы».

Альтернативу SWIFT – международной, но, извините за повтор, практически монопольной межбанковской системе передачи информации и совершения платежей, ищут вообще-то многие, и уже долго. Об этом не так давно напомнила и глава Банка России Эльвира Набиуллина.

Риски при использовании SWIFT в настоящее время стали быстро расти из-за достаточно слабой защищённости самой системы. Отнюдь не случайно к российской Системе передачи финансовых сообщений уже подключились в общей сложности 159 иностранных участников из 20 стран.

По сравнению со SWIFT, не полностью завязанной на систему блокчейн, российский аналог, вполне способный стать базовым для БРИКС-системы, работает именно в такой реальности. А поскольку на криптовалюту не действуют никакие ограничения, это просто выгодно любому, кто подключается к системе. Тем более что пропадает необходимость даже в конвертации, порой многократной.

Через новую систему остается и возможность без ограничений покупать доллары. И это только приятный бонус к возможности переводить деньги между странами без ограничений, когда не становятся помехой разного рода банковские комиссии и страховки, и уж тем более – санкции.