​Эксперты об особенностях механизма выявления водителей без ОСАГО по дорожным камерам

Как будет работать механизм выявления водителей без ОСАГО по дорожным камерам

Эксперимент планируется начать 1 марта 2025 года. Разбираемся, как будут выявлять нарушителей и что будет им грозить

С 1 марта 2025 года в России начнут проверять наличие ОСАГО по камерам дорожного движения. Водителям без обязательной «автогражданки» будут отправлять предупреждения через «Госуслуги», но пока без штрафа. Внедрить штрафы планируется через 12 месяцев эксперимента. Однако возможно уменьшение этих сроков, если эксперимент будет признан удачным, и, главное, жалоб на некорректные предупреждения об отсутствии ОСАГО практически не будет.

Как пояснил президент Российского Союза Автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев, эксперимент нужен, чтобы проверить работу системы, а также, чтобы люди успели подготовиться.

База данных, где хранятся данные о полисах ОСАГО технически готова к эксперименту. Об этом сообщил гендиректор Национальной страховой информационной системы (НСИС) Николай Галушин. Он также рассказал, как будет работать механизм выявления нарушителей.

Весь поток машин фотографируется дорожными камерами, при этом информационная система ГИБДД взаимодействует с информационной системой страхования – проверяется наличие договора ОСАГО в системе по номеру авто на фотографии. При наличии договора ОСАГО фотография удаляется. Если договор отсутствует, на следующий день будет повторный запрос в информационную систему страхования. Это нужно, чтобы исключить ошибку с необоснованным наложением штрафа, которая может быть связана, например, с более поздней загрузкой полиса ОСАГО в систему при оформлении его в бумажном виде (данные по электронным полисам появляются в системе сразу же, в момент оформления договора страхования). Кроме того, повторное обращение к информационной системе страхования связано также с тем, что со 2 марта 2024 года в России можно заключить договор страхования на 1 день. Если на следующий день полис в «АИС Страхование» обнаруживается, то фотография удаляется.

Если в течение последовательно двух дней и двух обращений к базе данных договоров ОСАГО в «АИС Страхование» договор ОСАГО обнаружен не будет, водителю направят предупреждение на «Госуслуги». После окончания эксперимента нарушителей начнут штрафовать.

Николай Галушин также отметил, что «ошибки возможны, но, по нашим оценкам, общее их количество должно быть очень незначительным из-за высокого качества данных в информационных системах». В качестве примера он привел ситуацию, когда полис ОСАГО оформляется на только что купленную машину, то есть, когда у машины еще не было номерных знаков. «Собственник транспортного средства должен после получения номеров проинформировать о них свою страховую компанию и внести изменения в полис ОСАГО.

Но зачастую так не происходит, – констатировал гендиректор НСИС. – Таким образом на дороге может оказаться автомобиль с номерным знаком, который не вписан в полис. Но даже в таком случае у человека не будет штрафов, потому что при сопряжении двух информационных систем наличие полиса ОСАГО будет «привязано» к машине через другой идентификатор, например, VIN номер, который есть и у страховщика, и в «АИС Страхование», и в базе ГИБДД».