2 декабря 2024 года Ассоциация цифровых платформ провела круглый стол «Будущее цифровых платформ и экосистем: поиск разумного баланса регулирования» — первый в серии мероприятий, посвященных определению подходов к регулированию цифровых платформ.
В круглом столе приняли участие представители Минэкономразвития, Минцифры, Минпромторга, Банка России, Госдумы, Центра стратегических разработок, ТПП РФ, профильных ассоциаций, компаний-участников АЦП, а также представители экспертного и научного сообществ.
В ходе мероприятия обсуждалось текущее состояние и предмет регулирования цифровых платформ, планируемые изменения в законодательстве, возможные стратегии регулирования отрасли, а также зарубежный опыт в этой области.
Участники круглого стола согласились, что с учетом актуальных вызовов текущей повестки критически важными, приоритетными для взаимоотношений государства и цифровых платформ являются три направления — налоговое администрирование, занятость и легализация трудовых мигрантов.
1. Соблюдение налоговой дисциплины контрагентами цифровых платформ.
Возможным вариантом эффективного повышения налоговой дисциплин может стать настройка согласованного информационного обмена между платформами и государством. В частности, необходимо внедрить единый стандарт по обмену данными о действиях и стандартах партнеров платформ, обеспечить профилактику налоговых нарушений через информирование налогоплательщика о факте высокорискового поведения от имени налоговых органов в личных кабинетах цифровых платформ.
2. Правовой статус платформенных занятых, обеспечение социальных гарантий.
Необходимо законодательно урегулировать уникальный, свойственный только цифровой экономике эффект триады (оператор цифровой платформы, продавец и покупатель) отделить платформенную предпринимательскую деятельность от всех других форм двусторонних отношений, закрепить четкий правовой статус «платформенных занятых».
3. Легализация, обеление трудовых мигрантов.
Цифровые платформы привлекают для работы значительное количество иностранных граждан. При этом платформы обеспечивают высокую степень прослеживаемости деятельности трудовых мигрантов - фотоконтроль документов, треки движения, реально используемые счета, банковские карты и адреса пребывания.
Преимущества «цифрового следа» необходимо использовать для обеспечения прозрачности и безопасности миграционных процессов. Поэтому нужно привлечь АЦП к разработке Цифрового профиля мигранта для выработки механизмов интеграции цифровых платформ с базами данных профиля, унифицировать требования при подключении трудовых мигрантов к работе через цифровые платформы, автоматизировать проверку документов и сведений, в том числе путем получения сведений из ГИС, создать механизм обмена данными о лицах, предоставивших недостоверные сведения или не имеющих законных оснований пребывания на территории России.
Участники круглого стола подчеркнули, что платформенная экономика представляет сложность с точки зрения регулирования. Поэтому инициатива государства подойти к регулированию новой сферы системно, через законопроект о платформенной экономике, поддерживается отраслью. На первом этапе регулирование должно быть широким, рамочным, основанным на едином понятийном аппарате, учитывать общие принципы функционирования платформенных рынков.
«В этом законопроекте мы постарались упорядочить те тренды и правила поведения, которые на рынке уже есть, которые добросовестные платформы, безусловно, соблюдают.
Среди этих трендов, например, вовлеченность малых и средних предприятий, которые получили удобный доступ сразу же на рынок всей страны. И первое что, конечно, мы хотели бы сделать, это определить единый понятийный аппарат именно на уровне законодательства», — сказал первый заместитель Министра экономического развития РФ Максим Колесников.
Необходимо настроить оптимальное сочетание, с одной стороны, общего регулирования всех типов цифровых платформ и экосистем, с другой — отдельного регулирования отраслевых и тематических направлений: деятельности маркетплейсов, платформенной занятости, иных типов цифровых платформ и т.д.
При этом важно избежать жестких ограничений и избыточного вмешательства в бизнес-процессы, не сломать бизнес-модель и защитить права участников: продавца, покупателя и оператора платформы. Решением могут стать внедрение лучших практик, разработка отраслевых стандартов, а также применение инструментов саморегулирования.
По мнению первого заместителя Председателя Банка России Владимира Чистюхина, у саморегулирования есть все перспективы распространиться на сегмент цифровых платформ. «Это (более) понятная модель, чем если вначале закон, потом нормативные акты, потом жесткий надзор. Может, мы и придем к этому в конце концов, но дайте вначале развиться».
«Кроме того, платформенная экономика как явление абсолютно новое нуждается в иных принципах регулирования, которые принято сегодня называть «умным» (smart) регулированием.
Это синтез разных регуляторных, контрольных и добровольных механизмов: прямого государственного регулирования (нормативных актов), саморегулирования и экспериментального (через него можно отрабатывать новые подходы).
Все эти три составляющие в равной степени важны, уравновешивают и дополняют друг друга», — сказал председатель Наблюдательного совета АЦП Андрей Шаронов.
Цифровые платформы — уникальное явление, которое делает экономику более доступной и открытой, помогает эффективному взаимодействию разных участников экономической деятельности. Особенность России в развитии собственных эффективных национальных цифровых платформ, которые содействуют развитию занятости населения за счёт возможностей дополнительного заработка и выбора удаленной работы, обеспечивают доступность и многообразие товаров в удаленных регионах, снижают уровень безработицы, последствия санкционных ограничений.
Участники круглого стола отметили необходимость продолжить дискуссию для поиска и определения оптимальных механизмов регулирования, подтвердили необходимость, во-первых, организовать на базе АЦП процедуру медиации, арбитража, во-вторых, наделить Ассоциацию дополнительными функциями по разъяснению, выработке правил игры в отрасли.