Жизнь онлайн: каждый второй выбирает «цифру» вместо бумаги

Прошедший год дал сильнейший толчок для развития онлайн направления во всех секторах экономики: от продуктового ритейла до культурных организаций. Не осталось позади и страхование, в особенности, рынок ОСАГО. Из новых возможностей, появившихся для водителей, которые предпочитают выбирать пути онлайн-взаимодействия, можно отметить покупку полиса с помощью маркетплейсов, оформление электронного извещения о ДТП через приложение «Помощник ОСАГО» или онлайн-фиксацию данных об аварии с помощью приложения «ДТП. Европротокол».

Общество не просто наблюдает за происходящими изменениями, а начинает активно пользоваться новыми возможностями. Несмотря на то, что функция покупки электронного полиса появилась несколько лет назад, именно в 2020 году водители стали больше ценить онлайн-коммуникацию со страховщиками, выбирая бесконтактное взаимодействие. По данным РСА, около 50% от всех проданных полисов обязательной автогражданки составляет е-ОСАГО. Москва является лидером по количеству купленных онлайн полисов – в столице их насчитывается 1,6 млн, что составляет 9,1% от всех продаж е-ОСАГО в России. Следующие три места в рейтинге занимают Московская область (950 тыс. полисов), Свердловская область (721 тыс. полисов) и город Санкт-Петербург (520 тыс. полисов).

Однако не только крупные и густонаселенные области с городами-миллионниками попали в рейтинг – цифровизацию оценили и в таких небольших регионах, как в Самарской (5 место) и Кемеровской (10 место) областях, республике Дагестан (13 место) и в Белгородской области (15 место). Андрей Крупнов, руководитель Комитета по контролю качества продуктов и услуг в сфере страхования отмечает, что

«Использование цифры зависит от возможностей, создаваемых потребителям, потребительских привычек (это факторы, «сыгравшие» для Москвы и других крупных городов), и ограничений в других каналах. Не секрет, что приобрести бумажный полис в некоторых регионах страхователям очень непросто. Именно они проявляли наибольшую активность как пользователи «Единого агента» и других сетевых сервисов. Соответственно, из-за пандемии в 2020 году, когда купить полис онлайн стало во всех смыслах проще, а оффлайн –сложнее, страхователи из этих регионов вошли в число наиболее активных пользователей “цифры”».

Михаил Алексеев, управляющий партнер АС&М Consulting, представляя Индекс цифрового застрахованного в свою очередь отметил, что более 60% потребителей абсолютно открыты к полному переходу на онлайн-взаимодействие со страховой компанией. Более того, в ходе исследования было выявлено, что перевеса между жителями мегаполисов и небольших городов нет – и те, и другие поддерживают направление онлайн-развития отрасли.

Президент РСА Игорь Юргенс привел данные по количеству пользователей, предоставивших в режиме онлайн информацию об обстоятельствах ДТП с помощью мобильного приложения «ДТП. Европротокол». Так, к концу года по сравнению с его началом, количество электронных фотофиксаций в месяц увеличилось в 3,5 раза: с 1 тысячи до 3,5 тысяч. Здесь прослеживается тенденция к росту числа водителей, которые выбирают электронный, а не бумажный обмен документами и информацией со страховщиками. Это подтверждают и результаты опроса, проведенного в конце года на сайте издания «Комсомольская правда», в котором более 64% респондентов ответили, что поддерживают дальнейшую цифровизацию системы ОСАГО. Принявшие участие в опросе водители особенно отметили преимущества возможности онлайн оформления извещения о ДТП по Европротоколу, так как больше не нужно ждать инспектора ГИБДД или ехать в ближайшее отделение.

Проект «ОСАГО: общественная экспертиза» напоминает, что в ближайшем будущем водителей ждет возможность электронного урегулирования убытков по ОСАГО, а также появится функция фотофиксации и оформления извещения о ДТП с помощью мобильного приложений страховой компании водителя напрямую.