Предшественников Дональда Трампа, как и его самого на первом президентском сроке на заподозришь в претензиях на что-то «эпохальное». Нахрапистый разбор завалов, которые оставил после себя Барак Обама в социалке и национальном вопросе, стоил Трампу, правда вместе с ковидом, места в Белом доме. Теперь республиканский лидер, этакий «свой среди своих», всё больше стремится «возвысить» Америку за чужой счёт.
Среди прочего, в наследство вице-Вэнсу, которому за это наследство ещё биться и биться, а возможно – ждать и ждать, достанется только что озвученная «Стратегия национальной безопасности». Не план, не пятилетка «американского качества», даже не документ прямого действия, но почти декларация независимости.
А за декларации, как за базар, отвечать всё одно придётся. Тектонический сдвиг от миссионерства и глобального лидерства в сторону манипулирования всем и всеми даже там, куда руки просто не доходят. Ставку будут делать на тех, с кем возможна та или иная сделка – это «фишка Трампа», которую вряд ли сумеет унаследовать тот же Дж. Д. Вэнс, если у него получится сменить шефа в Овальном кабинете.
В Стратегии национальной безопасности США не так много нового, почти всё Вэнс озвучил в Мюнхене в начале 2025 года. Похоже, за красивыми фразами скрывается главное. Забыть «заботу об иных» – этот миссионерский принцип, позволивший Вудро Вильсону втянуть США в Первую мировую, что потому сделало неизбежным участие и во Второй.
Но ведь до этого, до Второй мировой Франклин Делано Рузвельт вывел Штаты, и паровозиком за ними – полмира из Великой депрессии. И всего-то – с программой «социальных работ». Только вот Германия с Японией, как, впрочем, и Италия, и уж что там жеманничать – СССР, «пошли» другим путём.
Но кровь проливать пришлось всем, и как раз «иным» - едва ли не больше всех, хотя тут стоит вспомнить и про Китай. Наступивший после Бреттон-Вуддса на десятки лет «глобализм» с управляемым исключением в виде СЭВ, должен был показать, что глобальное процветание и прогресс выгодны самим США.

Ещё как выгодны, но путь был всё равно – в тупик! А выбираться из него лучше всего получилось за наш счёт, хотя с процветанием у нынешней России всё немногим хуже, а может быть и лучше, чем в СССР. И это не только потому, что при необходимости выбирать, попытаться ли увеличить долю глобального экономического пирога или же позволить пирогу вырасти, США практически всегда выбирали второе.
Другие тоже не на печках лежали, а прогресс, как известно, не остановить. Жаль вот только, что и программа Джимми Картера себя уже исчерпала – поиграли в разрядку, запущенную до него Ричардом Никсоном, и опять все против всех. Не лучше ли было бы и вправду пойти по «зелёному» пути, без СВО и 12-дневных войн?
И раз уж вспомнили про Джимми Катера с его политикой ценностей и ставкой на консервативные режимы везде где можно и главное – где нельзя, то ноги у нынешнего всемирного раздрая растут как раз оттуда. Рано пока говорить о тои, что позади эра «однополярного мира» с одной доминирующей силой - США.
Китай не дорос, даже имея в тылу Россию, но растёт-то он как раз в рамках истинно глобализированной экономической системы. С единым финансовым рынком, всемирными цепочками поставок, территориально распределенными производствами и разделением труда.
Пока всё или почти всё, получая немалую ренту от превращения доллара в мировую валюту, миру ещё диктуют из Вашингтона. Но что такое роль законодателя, регулятора и контролёра, если рычаги напрочь расшатались? Кто-то из протрамповских обозревателей уже нарисовал что-то вроде идеальной схемы выхода из системы американской глобальной монополии – вроде бы как для Вэнса, продолжателя дела Трампа – как последнего «реформатора».
Там на первом месте создание неких наднациональных органов управления инфраструктурой глобальной экономики и безопасности, словно нету в мире ни ООН с его Совбезом, ни МВФ, ни ВТО или даже, берём чуть ниже – МАГАТЭ или ОПЕК. Так, быть может, БРИКС потому так и бесит Трампа, что сама по себе эта структура уж точно - наднациональна. И никак не подотчётна Вашингтону.
