Такие разные женские лица евро-политики и евро-дипломатии

Этим мини-очерком мы начинаем серию предельно лапидарных публикаций о женщинах в современной европейской политике. Наш сериал приурочен, как Вы понимаете, к празднику 8 марта.

Наброски к непарадному портрету дипломата от экологии

Наследница по кривой

В какой-то момент Германия вполне могла ожидать, что Ангелу Меркель, постаревшую фрау, которую все уже называли Mutti, что-то вроде русского "матушка", на посту федерального канцлера сменит другая фрау – молодая и напористая Анналена Бербок. Из партии экологов, то есть «зелёных», если и вовсе не «тёмно-зелёных».

Однако не сложилось – на сегодня мощная «зелёная» волна сошла почти на нет. Но фрау Бербок, недавно перешагнувшая рубеж 40-летия, лихо потеснила экологического сопредседателя Роберта Хабека. Тому остались внутрипартийные дела, а она достойно выступила на последних выборах в Бундестаг.

Успех «зелёных» - во многом личная заслуга А. Бербок, как и то, как она сумела сговориться с социал-демократами и свободными, тоже демократами. Но для уходившей, причём на протяжении целого года и даже больше по времени, Ангелы Меркель не могло быть и речи о том, чтобы её наследницей стала «зелёная» Анналена.

Она и не стала, на данный момент немецкие политики сошлись на социал-демократе Олафе Шольце. А то, что потеряли христианские демократы – поддержку умеренно-консервативной части электората, тут же подобрали «зелёные».

И похоже, теперь именно в их руках сосредоточено неформальное, точнее – моральное лидерство в правящей коалиции. Но именно теперь, когда зелёные наконец-то всерьёз оказались во власти, Германия готовится к атомному развороту, точнее - как минимум, к сохранению в строю оставшихся АЭС.

Нельзя уже исключать и возобновления их строительства и участия немецких фирм в реанимации «иранского атома». В ФРГ многие специалисты и политики не скрывают удовлетворения по поводу того, что всё идёт к признанию атомной энергетики «зелёной», хотя бы отчасти.

Откуда что выросло

Но министр иностранных дел Германии А. Бербок по этому поводу пока предпочитает отмалчиваться, положение позволяет. Впрочем, иного, чем отказ от «зелёного» фанатизма в пользу прагматики от А. Бербок ожидать и не стоило.

В объединении «Зелёные / Союз 90» она, вместе с Р. Хабеком всегда представляла не радикальное, а умеренное крыло – так называемых «реалос». «Реалос» с трудом уживаются с «фундис» - радикалами и противниками участия в правительстве.

Ко времени воссоединения Германии Анналене Бербок не было ещё и 9 лет, однако она уже успела принять участие в антиядерных демонстрациях и даже в живых цепях. Разумеется, вместе с политически активными родителями - она родилась в Ганновере в интеллигентной семье. Её отец – инженер-машиностроитель, мать – социальный педагог или просто воспитатель.

У А. Бербок неплохое образование - школа Гумбольдта, год учёбы по обмену в американской Флориде, потом – изучение публичного права и политологии в университете Гамбурга и Лондонской школе экономики. Параллельно - активные занятия спортом, медали на чемпионатах страны по прыжкам на батуте.

Она, несмотря на возраст, уже очень опытный политик – почти девять лет в бундестаге и многолетняя работа в европейских структурах. Партийная деятельность в команде «зелёных» началась у Анналены ещё в юности, с раздачи листовок и уличной агитации.

То, что Бербок женщина, к тому же молодая, в реалиях XXI века, скорее преимущество, чем недостаток. К тому же опять-таки немцам не только понравился опыт с Ангелой Меркель в лидерах, им, судя по всем опросам, были симпатичны и Маргарет Тэтчер, и Тереза Мэй, и американские госсекретари женского пола.

Продолжение следует