Всегда приятно увидеть и прикоснуться к шедевру, который когда-то был утрачен. Так уж было не раз. И, конечно же, есть и будет. Всегда...

Спустя день после очередной даты рождения великого русского поэта Сергея Есенина отправился в его музей в Москве. Посмотреть, полюбоваться, вспомнить, погрустить. Да, в этом году мы отмечаем его 128-летие.

Рязанского паренька, который и пожил-то всего-ничего. Но его творчество гениально. Помню, как его читал наизусть мой папа - Фёдор Александрович Малютин. С большим уважением и гордостью. И небольшие томики есенинской поэзии я увез из далекого Казахстана в Россию. Чтобы сохранить их на всю оставшуюся жизнь…

Захожу в музей. Здесь всё так же, как и в прошлом году. Знакомо до самой последней детали. Но, собственно говоря, пришёл сюда, чтобы восхититься ещё раз тем самым портретом поэта, который явил всем нам молодой художник Алексей Мозговой. Год назад, 4 октября 2022 года. И прежде чем развивать своё повествование далее, необходимо обратиться к запискам известнейшего русского художника Бориса Дмитриевича Григорьева, которые он сделал в Нью-Йорке 27 декабря 1926 года. Вот что он тогда писал:

"Сергея Александровича Есенина я никогда не встречал раньше; в марте месяце 1923 года я услыхал, что поэт со своей женой Айседорой Дункан прибыл в Париж из поездки по Америке. Как раз в это время и состоялось мое первое свидание с С. А. Есениным.

В Париже проживал тогда брат босоножки Дункан; малый отличался причудами — носил хитон греческого покроя и часто по улицам босиком шпарил. Этот-то брат знаменитой танцовщицы в своем театрике (был у него таковой) устроил вечер в честь своих родичей. Я был в числе приглашенных. Народу там вообще была масса — даже Милюкова видел в толпе вокруг Есенина и Айседоры Дункан, которая в неизменной, как говорили, своей красной тунике поочередно всех водила в уголок и потчевала хорошим французским вином. Вечер окончился. Центром его было — несомненно, чтение С. А. Есениным его стихов. Он их читал бесподобно, неподражаемо. После театра Айседора Дункан повезла к себе нескольких приглашенных на дом. В числе их оказался и я. Дорогой предложил С. А. написать портрет с него.

- Завтра начнём, приезжайте в 11 часов дня.
На другой день в 11 часов приехал во дворец Дункан.

Сергей Александрович оказался в ванне. Скоро он вышел; на нём на голое тело был надет голубой халат. В нём он мне и позировал; но я всегда видел С. А. Есенина — в красном; так и изобразил его в красном халате, хотя модель позировала мне в ярко-голубом. Выразительнее!

С. А. Есенин сидел предо мной. Лицо его было очень бледно, под глазами были синяки — он был сильно пьян, и ванна не помогла… Но он не хотел показать мне, что он пьян. Для меня был не важен его чисто внешний вид, я желал написать С. А. Есенина таким, каким я его чувствовал, и не таким, каким был он предо мной, в натуре.

К С. А. Есенину я ездил семь дней. Через неделю портрет был готов.Я написал Есенина — хлебным, ржаным. Как спелый колос под истомленным поздним летним небом, в котором где-то уже заломила свои руки жуткая гроза... Волосы я С. А. Есенину написал цвета светлой соломы, такие они у него и на самом деле были. В С. А. Есенине я видел так много от иконы старорусской — так и писал. Особая дерзость отмечена в прожигающей, слегка от падшего ангела, улыбке, что сгибала веки его голубых, васильковых глаз. Во время сеансов С. А. много говорил, читал стихи. А потом я услыхал, что его посадили в парижский сумасшедший дом…

Я громко заявил:
- Есенина не в сумасшедший дом надо отослать, а в Россию…
Потом я услыхал о его ужасной казни над собой…

Я подумал: Есенин погиб потому, что не мог ни понять, ни принять Европы. Все, кто не смогут сделать этого, — погибают. Вспомнил последние фразы, когда расставались…

Я сказал С. А. Есенину:

— Вы побывали в Европе, теперь вам трудно будет без нее жить… Мне передавали позже, что С. А. Есенин в разговоре
с друзьями в Советском Союзе — потом вспоминал мою фразу. Есенин сказал:

— Не хочу Европы, не понимаю ее… Вы здесь все ошибаетесь!..

Радовался, что возвращается в родную страну, на родину.

Утрата всеми нами С. А. Есенина — свежая, тяжкая утрата. Сегодня уже год, как С. А. Есенина, одареннейшего поэта — не стало".

Там же в воспоминаниях известнейшего мастера живописи значится такая приписка:

«В письме к Софье Андреевне Толстой тот же Бурлюк сообщал: «Портрет Есенина ...куплен миллионером за 1000 долларов в Нью-Йорке. Размер 10x12 аршин. Фон — синий, рубашка красная, волосы цвета соломы, а лицо — ржаного хлеба».

Необходимо лишь уточнить, что с тех пор никто никогда этот портрет поэта не видел и не встречал.

Художник Алексей Мозговой решил воссоздать утраченный образ. И он успешно с этим справился. Год назад, на его выставке в музее Есенина нам и явилось это чудо – Сергей Александрович Есенин григорьевского замеса в исполнении нашего современника. Что это копия? Может и так. Вместе с тем и позвольте не согласиться с таким утверждением. Мозговой явил нам воссозданный им восхитительный образ поэта. И мы все рады увидеть его таким, каким его изобразил в двадцатых годах прошлого века великий мастер Борис Григорьев.

И глядя на лицо Есенина цвета ржаного хлеба невольно вспоминается его «Несказанное, синее, нежное»…

Несказанное, синее, нежное...

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя - поле безбрежное –

Дышит запахом меда и роз.

Я утих. Годы сделали дело,

Но того, что прошло, не кляну.

Словно тройка коней оголтелая

Прокатилась во всю страну.

Напылили кругом. Накопытили.

И пропали под дьявольский свист.

А теперь вот в лесной обители

Даже слышно, как падает лист.

Колокольчик ли? Дальнее эхо ли?

Все спокойно впивает грудь.

Стой, душа, мы с тобой проехали

Через бурный положенный путь.

Разберемся во всем, что видели,

Что случилось, что сталось в стране,

И простим, где нас горько обидели

По чужой и по нашей вине.

Принимаю, что было и не было,

Только жаль на тридцатом году –

Слишком мало я в юности требовал,

Забываясь в кабацком чаду.

Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,

Так же гнется, как в поле трава...

Эх ты, молодость, буйная молодость,

Золотая сорвиголова!

Благо, что после прошлогоднего вернисажа, музей Есенина счёл необходимым приобрести работу мастера Мозгового и сегодня она всех нас радует своим живописным ликом русского гениального поэта Сергея Есенина.

Приходите, смотрите, радуйтесь. Он такой неповторим. Поэтическое чудо земли русской. Наш народный сказитель, воспевший Русь Великую. На века…

Валентин Малютин, взирающий с восхищением на портрет Сергея Есенина.

Художник Алексей Мозговой. « Сергей Есенин». Реконструкция. www.mozgowoi.ru