В далёком Яньане
Забывчивым напомним, что 22 апреля отмечается день рождения Владимира Ильича Ленина. У нас его отметят лишь числящие себя наследниками большевиков из КПРФ и немногие настоящие ленинцы. Между тем, в Китае, по сути давно не коммунистическом власти в который раз не собираются ограничиваться дежурными собраниями и совещаниями.
Торжественные мероприятия проводятся в Институте марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна, Центре переводов на иностранные языки произведений Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, в музее истории КПК в Яньане, в доме-музее великого кормчего Мао в городе Шаошане.
Но всё запланированное – это лишь бледная тень проекта, который руководство КНР запланировало больше пятидесяти лет назад, к 100-летию со дня рождения Ленина. В ожидании того юбилея в КНР вполне серьёзно рассчитывали, что в Советском Союзе будет создана альтернативная ленинская компартия – разумеется, "прокитайская", тем более что в Поднебесной считали себя победителями в пограничных конфликтах с северным соседом.
Реальных посылов к этому в СССР не было. Отдельные группы и потенциальных лидеров компетентные органы успевали взять под контроль задолго до того, как они обретут популярность. Партийная номенклатура при Хрущёве и Брежневе откровенно заелась, что помогало не задумываться о перерождении и марксизма в партии и социализма в стране.
«Идеология, уже ошельмованная XX съездом КПСС, стала всё больше мешать сравнительно благополучной жизни», — так охарактеризовал ситуацию лидер греческой компартии Никос Захариадис, герой антифашистского сопротивления в Греции и узник Дахау. Позже, когда в Греции к власти пришли «чёрные полковники», его арестовали в СССР, и Захариадис в 1973 году покончил с собой в сибирском Сургуте
Сталинское подполье и «параллельная» КПСС
К 100-летию Ленина китайские СМИ регулярно публиковали статьи, призывавшие к воссозданию "подлинно коммунистической партии, основы которой были заложены Сталиным, но были разрушены перерожденцами с партбилетами". Образцами такой партии назывались, разумеется, компартия Китая и Албанская партия труда. В качестве подписи нередко красовалась аббревиатура "Советские коммунисты-большевики" (СКБ).
Характерно, что первую из таких публикаций в Пекине приурочили ещё к 50-летию Октября, а компания в прессе затянулась до его 60-летия. КГБ в своё время оценивал численность «маоистского» подполья в СССР не более чем в 60 тысяч человек, разбросанных по 50 городам Союза, начиная с Москвы, Ленинграда и Горького, и кончая далёкими Сумгаитом и Читой.
В состав групп, которые сразу были названы «троцкистско-маоистскими», входили и «легальные» члены КПСС, и беспартийные рабочие и инженеры, а также молодёжь, каким-то непостижимым образом проникшаяся идеями небезызвестной "Культурной революции" в КНР (1966-1969). Это были отнюдь не дети «оттепели» — практически все они отвергали антисталинскую кампанию в СССР и КПСС. Эти подпольщики прекрасно знали, что "культурную революцию" в Китае официально называют "продолжением классовой борьбы при диктатуре пролетариата на основе великого учения Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина — Мао Цзэдуна".
«Железного занавеса» уже не было, и в СССР многие услышали «призыв» маршала Линь Бяо, считавшегося тогда преемником великого Мао:
«Никому из тех, кто изменил Октябрьской революции, не уйти от кары истории. Хрущёв давно уже обанкротился. Но клика Брежнева — Косыгина с ещё большим рвением проводит ренегатскую политику. Пролетариат и трудящиеся СССР никогда не забудут заветов великого Ленина и великого Сталина. Они обязательно поднимутся на революцию под знаменем ленинизма, свергнут господство реакционной ревизионистской клики и вернут Советский Союз на путь социализма».
Какое-то время расчёт китайских коммунистов строился на том, что "параллельная" КПСС будет-таки создана. В принципе, к тому были некоторые предпосылки в самом СССР. Но вполне можно согласиться с Н. Захариадисом по поводу главных причин, из-за которых такая партия не состоялась.
В условиях политического, а главное, экономического сближения КНР с США и в целом с Западом возрождение сталинизма в СССР и вследствие этого восстановление советско-китайского союза не отвечало западным интересам.
Экономическая же зависимость КНР от Запада росла с середины 70-х как на дрожжах. К тому же, начиная с чехословацких событий 1968 года, наметилось и сближение геополитических интересов КНР и Запада, причём практически во всех регионах мира.
Иная система координат
Понятно, что в такой системе координат "ресталинизация" СССР и
китайско-советских отношений неизбежно трансформировалась в дежурный лозунг.
Уже 1 ноября 1977 года в обширной публикации ЦК КПК в китайском партийном
официозе "Жэньминь жибао", приуроченной к 60-летию Октября, не было
сказано ни слова в поддержку создания сталинской КПСС.
Похоже, умолчание объяснялось тем, что, во-первых,
«брежневская группировка, дискредитируя учение и дело Ленина-Сталина, усиливает свою государственную машину и всячески стремится крепко привязать к своей колеснице советский народ. КГБ стал мечом, висящим над советским народом и над многими странами мира.
Во-вторых,
«Из-за предательства правящей группировки Советского Союза, широкого распространения ревизионистского идейного течения и раскола в рядах рабочего класса, революционное рабочее движение за рубежом пока не может не переживать период переформирования».
Поэтому там «пока ещё отсутствует революционная ситуация для непосредственного захвата власти».
Тем не менее, в СССР сталинское подполье не сдавалось. Например, в 1964-1967 годах в Москве и Горьком действовала группа, возглавляемая гражданином КНР Го Даньцином и кандидатом экономических наук Геннадием Ивановым. Они распространяли агитационную литературу из Китая и Албании, сформировав также документ под названием «Манифест социализма: программа Революционной социалистической партии Советского Союза».
Приведём лишь один призыв из этой программы: «…воссоздать партию сталинского образца», «свергнуть партийную бюрократию» и тем самым предотвратить окончательное перерождение социализма».
В феврале 1967-го все члены группы были репрессированы, хотя Го Даньцину повезло: в 1969 году его выслали в Китай. В марте 1968 г. в Москве рабочие В. и Г. Судаковы создали группу «Союз борьбы с ревизионизмом», который уже в 1969 году нейтрализовал КГБ.
24 февраля 1976 года, в день открытия XXV съезда КПСС, в Ленинграде на Невском проспекте четверо юношей разбросали и расклеили свыше 100 листовок сталинско-маоистского содержания с изрядной порцией критики "советского ревизионизма". Они заканчивались призывом: «Да здравствует новая революция! Да здравствует коммунизм!»
Только в осенью 1977 г. спецслужбам удалось вычислить основных участников данного выступления: это были студенты ленинградских вузов Аркадий Цурков, Александр Скобов, Андрей Резников и школьник-десятиклассник Александр Фоменков. Они ещё в 1974 году были соорганизаторами нелегальной сталинско-маоистской группы «Ленинградская школа».
В 1977-1978 годах эта "школа" организовала на окраине города Ленина
нелегальную коммуну, где изучались идеи Мао. К 1978 году «Ленинградская школа»
установила связи с сочувствующими группами из Москвы, Горького, Риги, Харькова,
Тбилиси, Гори, Батуми и Сумгаита. При попытке организовать нелегальную
молодежную конференцию для создания большого объединения, «Революционного
коммунистического союза молодежи», члены «Ленинградской школы» были
репрессированы.
Но 5 декабря 1978 года в Ленинграде произошло беспрецедентное событие. У Казанского собора, где ещё в 1876 году студенты организовали первую в России массовую демонстрацию против царизма, собралось свыше 150 юношей и девушек, которые протестовали против ареста "ленинградцев". В первые дни апреля 1979 года во время суда на Аркадием Цурковым, по закону – открытого, также звучали протесты и антипартийные лозунги. Участники тех пикетов в большинстве своем были исключены из вузов и школ.
Коммунистический тупик и диктатура пролетариата
В канун 100-летия Ленина на заводе им. Масленникова в Куйбышеве была создана группа «Рабочий центр» с несколько размытой идеологической платформой, но однозначно марксистской и прокитайской направленности. Её лидерами были рабочий Григорий Исаев и опытный 35-летний инженер-нефтяник Алексей Разлацкий, который создал ещё и «Партию диктатуры пролетариата». К 1975 году организация насчитывала уже около 30 участников.
В октябре 1976 г. «Рабочий центр» сумел распространить свой «Манифест революционно-коммунистического движения»:
Контрреволюционный переворот в СССР вскоре после Сталина произошёл столь неожиданным путем, что этого никто не заметил. Диктаторствующей ныне в СССР администрации удаётся выдавать себя за марксистско-ленинское руководство, удаётся морочить рабочим голову. Советский Союз объявлен общенародным государством. Но марксистам ясно, что пока победивший пролетариат не обходится вообще без государства, это государство не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата».
Далее вкратце пояснялась позиция Пекина: «События, связанные с появлением на политической арене Н. С. Хрущева, заставили Мао Цзэдуна задуматься о состоятельности системы, способной выдвигать подобных деятелей в высшие руководители». Поэтому «состоявшаяся в КНР «Культурная революция» — прямой призыв к расправе над сформировавшимся и перерождающимся чиновничеством, это попытка на жестоких фактах продемонстрировать массе, что именно она является хозяином положения в стране, что в своих коллективных действиях она всесильна»
Исаева и Разлацкого, конечно, записали в диссиденты, хотя их взгляды были кардинально иными. Но развитие событий в СССР, который после застоя и перестройки уверенно двинется к распаду, в итоге не позволили Пекину продолжить курс на создание параллельной КПСС. Призывы к этому Радио Пекина и других китайских СМИ продолжались недолго, слышались всё реже, а с кончиной Брежнева в ноябре 1982 года они прекратились вовсе.
Но ещё многие годы огромные портреты Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина украшали легендарную площадь Тяньаньмэнь, немало удивляя не только Иосипа Броз Тито и представителей северокорейского семейства Ким, но и Ричарда Никсона с Генри Киссинджером, Збигнева Бжезинского и Маргарет Тэтчер, и даже кровавого диктатора Мобуту Сесе Секо.