Представитель Ирана опроверг заявление о выходе России из проекта железной дороги Решт-Астара

Посол Ирана в России Казем Джалали опроверг заявления о том, что Москва вышла из проекта строительства железной дороги Решт — Астара. Джалали сделал это заявление в интервью IRNA, опубликованном в понедельник. Он отверг шумиху в СМИ о выходе России из мегапроекта, назвав её «психологической войной против связей между Тегераном и Москвой».

Он подчеркнул, что западные страны не могут смириться с сотрудничеством между Исламской Республикой и Россией. Рассказывая о последних событиях, связанных с железной дорогой Решт-Астара, он сказал, что россияне согласились предоставить кредит для этого проекта.

Процентная ставка по этому кредиту и сроки строительства железнодорожной линии были согласованы, подчеркнул представитель. По словам Джалали, россияне ожидают, что весь 162-километровый маршрут железной дороги будет доступен их экспертам для изучения. Учитывая важность проекта, российская сторона ожидает, что сначала будет приобретена вся земля, а затем будут завершены исследования, отметил он.

В мае 2023 года Иран и Россия подписали соглашение о строительстве железной дороги Решт — Астара стоимостью 1,6 миллиарда долларов.

От редакции

Известная геополитическая инициатива КНР «Один пояс – один путь», по сути – мощный коридор Восток – Запад, не предполагает каких-то транспортных взаимосвязей с Россией. Перекрёсток двух магистралей обязательно будет, но пока речи о том, чтобы превратить его в подобие глобального хаба, нет ни с какой стороны.

Связь Китая, а значит – и всего Востока Азии с Европой вовсе не предвещает, что при реализации этой программы будут как-то использованы российские транзитные магистрали. И в этой связи нельзя не напомнить, что уже с 2019 года действует железнодорожно-паромный коридор КНР (западно- китайский Синьцзян-Уйгурский автономный район) – Казахстан – Азербайджан – Грузия – Турция – Балканы.

Объёмы перевозок по этому маршруту за истекшие четыре года росли отнюдь не стремительно – они увеличились примерно на треть, причём сегодня до 70 % товарного потока – это транзитные грузы. Против 30 % в 2020 г. Показательно, что на этом направлении уже согласованны таможенные процедуры, сквозные поощрительные для транзита тарифы. Китайская сторона фактически наполовину профинансировала создание данного маршрута; треть средств представила Турция.

Как известно, коридор «Север – Юг» предусматривает морское и/или паромно-морское сообщение между южно-иранскими портами и западно-индийским портом Мумбаи. То есть в обход железнодорожно-портовой сети Пакистана (ввиду известной политической напряженности между Пакистаном и Индией).

Но в Пакистане заинтересованы в участии в данном коридоре: пакистанская правительственная делегация присутствовала на открытии в Иране в 2019 железной дороги Казвин – Решт – начального этапа соединительной артерии Казвин – Решт – иранский каспийский порт Астара. К тому же железнодорожные сети Ирана и Пакистана издавна соединены друг с другом: это линия Захедан (Иран) – Нок-Кунди (Пакистан) примерно в 200 км. В свою очередь, между Пакистаном и Индией действуют четыре железнодорожных погранперехода.


По многим экспертным оценкам, сквозной железнодорожный вариант на южном участке коридора «Север – Юг», то есть с участием Пакистана, сможет примерно на пятую часть снизить общие транспортные расходы. Во-первых, за счёт устранения перегрузок с морского транспорта на железнодорожный (и наоборот) на участке Иран – полуостров Индостан, и во-вторых, при сохраняющихся низкими транзитных тарифах в Пакистане.

Разумеется, морской (и паромно-морской) вариант между Индией и Ираном в этих оценках отнюдь не исключается. Вовлечение же Пакистана в «Север–Юг», наряду с экономической конкурентоспособностью этого варианта, поспособствует снижению уровня напряженности в пакистано-индийских отношениях.

Тому же способствует участие Индии и Пакистана не только в ШОС, но и в созданной в 1995 Южноазиатской ассоциации регионального сотрудничества (наряду с Афганистаном, Непалом, Бангладеш, Шри-Ланкой и Мальдивами), в рамках которой Дели и Исламабад ныне участвуют в реализации десяти отраслевых и межотраслевых региональных проектов, включая транспортные.

Что же касается коридора «Север – Юг», Российская Федерация и Иран не так давно подписали соглашение «О совместном финансировании проектирования, строительства и поставки товаров и услуг для строительства железной дороги Решт – Астара» (162 км). Не боясь повтора, напомним, что свои подписи под соглашением поставили главы России и Ирана.

Трасса состыкует друг с другом стальные магистрали в северо-западном и центральном Иране – в рамках упомянутого коридора. Напомним, что первое аналогичное соглашение, причём с участием Азербайджана, было подписано еще в 2005 году, но вопросы финансирования сооружения той же линии не были решены.


Очевидно, что проект «Север – Юг» вовсе не заменяет собой уже действующие – меридиональные трансазиатские маршруты, инициированные Китаем. В одном из этих маршрутов, повторим, участвует Иран...