На выставке «ИНТЕРТКАНЬ 2019. Осень», Союзлегпром презентовал основные информационно-аналитические продукты

5 сентября, в рамках Деловой программы международной выставки «ИНТЕРТКАНЬ 2019. Осень», состоялась презентация основных информационно-аналитических продуктов Союзлегпрома.

Их представила Анна Орозова, руководитель аналитического направления работы Союза и директора информационно-аналитического агентства «Анитэкс». Содокладчиком выступил Константин Бандорин, директор по стратегическому развитию Инновационного центра текстильной и легкой промышленности (ИЦТЛП).

Во вступительном слове президент Союзлегпрома Андрей Разбродин (на фото справа) подчеркнул важность такого направления в работе отраслевого союза, поскольку оно востребовано предприятиями отрасли, Минпромторгом РФ и другими профильными ведомствами, бизнес-ассоциациями. Такая работа, по словам А.Разбродина, проводится во взаимодействии с этими структурами. При этом партнером в сфере означенных разработок Союзлегпрома является ИЦТЛП, сотрудничество с которым позволяет существенно расширить информационную базу таких исследований и, соответственно, более тщательно обосновывать выводы и рекомендации в информационно-аналитических исследованиях.

Эксперт напомнил, что Союз создал реестр предприятий текстильной и легкой промышленности, буквально по крупицам собирая и обобщая информацию. Поскольку подробной, достоверной информационной базы практически не существует по многим отраслям с начала 90-х. Тем временем, реестр предприятий стал, своего рода, информационно-статистическим фундаментом для последующих аналитических разработок. При этом, как подчеркнул А.Разбродин, требуется в режиме реального времени обновлять данные реестра и, в целом, статистическую базу по отрасли, «поскольку как не статична сама отрасль и ее тренды. Даже при сложном финансово-экономическом положении, в котором находится большинство секторов легпрома».

Схожие оценки высказала Ирина Иванова, заместитель директора профильного департамента Минпромторга РФ. Обратив внимание на существовавший много лет вакуум достоверной экономико-статистической информации. Но эта ниша в легпроме постепенно заполняется исследованиями Союза, которые всё в большей мере востребованы Мипромторгом, другими ведомствами, экспертным и бизнес-сообществами.

Анна Орозова (фото слева) подробно охарактеризовала информационно-аналитическую работу Союзлегпрома в контексте конкретных продуктов этого направления. Эксперт подчеркнула, что «члены Союза неоднократно сталкивались с необходимостью проведения анализа рынка при обращении за государственной поддержкой, к корпорацию МСП, институты развития, при подаче документов на получение льготных займов в ФРП. Аналитические разработки востребованы также для выработки предложений по внесению изменений в таможенно-тарифной политике».

Что касается информационного ареала, в интернет-сети чуть ли не многие тысячи предложений по этой тематике, причем по «заоблачным» расценкам, как правило. Но в реальности, это некие шаблоны, с переизбытком цифровых данных. Притом достоверность информационной базы этих предложений остаётся под вопросом. В том числе потому, что «вереница» соответствующих агентств не специализируется на конкретных производственных отраслях.

В то же время, многие зарубежные компании предлагают те же услуги, но, наряду с высокими ценами, эти работы не учитывают специфики российских отраслей, их географии. Нельзя также исключать политической ангажированности таких исследований.

Как отметила А.Орозова, Союзлегпром уже имеет опыт соответствующей работы и может предложить аналитические продукты, основанные на достоверной информационной базе и потому объективные с точки зрения аналитики и ее выводов.

Константин Бандорин высказал аналогичные оценки, подчеркнув растущую востребованность объективной информации об отраслях, предприятиях, производственных и потребительских трендах. Он напомнил также, что Центр проводит схожие исследования, координируя эту работу с Союзлегпромом. Такой вектор сотрудничества, по мнению эксперта, повышает уровень информационной насыщенности качества аналитической разработки различных вопросов отраслевой тематики.

Анна Орозова конкретизировала продукты Союзлегпрома в данной сфере. В «членский пакет» (для предприятий и экспертов-членов Союза) входят ежеквартальные сборники по объемам выпуска отдельных продукции в региональном разрезе и временной динамике.

С 2019 г. в рамках «Мониторинга рынков продукции легпрома» рассчитывается баланс по основным товарным позициям, что необходимо, в том числе, для оценки реальной доли импорта в структуре потребления. Выпускается также ежеквартальный обзор рынка хлопкового волокна и хлопчатобумажной продукции; еженедельный мониторинг цен мирового рынка шерсти. В 2018-м проведен анализ российского рынка нетканых материалов.

Союз может проводить исследования по заказам предприятий, используя разнообразные информационных источники, включая, например, «зеркальное» сопоставление таможенной статистики и другие инструменты.

Эти продукты дополняются исследованиями упомянутого Центра (ИЦТЛП), которые, в качестве примеров, привел К.Бандорин. Это анализ рынка легпрома-2018, карта отраслевых новостей, анализ зарубежных рынков, пострановый отчёт по сегментам отраслевого рынка. Новым продуктом является анализ рынка одежды КНР и тенденций на этом рынке. Готовятся обзоры по ситуации в легпроме 46-ти стран.

Касаясь вопросов информационно-статистической базы, А.Орозова и К.Бандорин подчеркнули, что в РФ до сих пор нет унифицированных единиц измерения товарной продукции, необходимых для объективной оценки реального уровня экспорта-импорта, отраслевых тенденций и т. п. факторов. Как правило, отсутствует у Росстата и учет «микропредприятий», доля которых в объеме отраслевого производства достигает 50%. Особенно в сегментах постельного белья, махровых изделий, бытовой одежды. Кроме того, по многим товарам Росстат и ФТС «ведут учет в разных единицах. Так, по нетканым материалам выпуск учитывается в квадратных метрах, а внешняя торговля – в килограммах», - отметила А.Орозова.

Вдобавок, сохраняются многократные различия в статданных Росстата и ФТС - так же, как в таможенной статистике РФ и зарубежных стран.

Для легкой промышленности характерна и высокая доля «серого» импорта, но российская таможенная статистика даёт неполную картину в этом секторе. Например, зеркальное сопоставление данных ФТС и таможни Китая по поставкам в РФ показывает, и не первый год, расхождение в 2018 году почти в 4,5 раза в натуральном выражении и в 7,4 раза — в стоимостном. В большой мере это связано с «серым» реэкспортом продукции легпрома через границы членов ЕАЭС Киргизии и Казахстана, благодаря «облегчённому» таможенному контролю на внутренних границах ЕАЭС.

Значителен объем «неучтёнки» по постельному белью. Опять же, ввиду несовершенства методики счёта Росстата. В результате, по данным исследованию Союзлегпрома, реальные объема выпуска этой продукции втрое больше данных этого ведомства.

Дальнейшая информационно-аналитическая работа Союза и ИЦТЛП, по словам А.Орозовой, во многом определяется запросами предприятий, компаний, отраслевых ассоциаций, экспертного сообщества. Несомненно, что на следующем отраслевом форуме будут представлены новые аналитические продукты отрасли.

В завершающей части презентации Андрей Разбродин предложил отладить более тесное взаимодействие в этой сфере с Минпромторгом РФ. В том числе, с возможным включением этой работы в реестр мер государственной поддержки. С чем согласились все участники состоявшейся презентации.