О творце Тайваньского экономического чуда - без купюр и без пафоса

Роман «Вакцина от счастья» сегодня вполне готов к повторному изданию. А впервые он вышел в свет в издательстве «Художественная литература», когда никто и понятия не имел о коронавирусе и всемирном карантине.

Но авторы - журналисты и писатели Андрей Анисимов, Александр Сапсай и Олег Смирнов не собираются выдавать себя за этаких Нострадамусов.

Член Союза журналистов Москвы Александр Сапсай пояснил, что их совместный литературный труд оказался своеобразным опытом реконструкции реальных событий в жанре художественной прозы. При этом вымышленных персонажей в романе практически нет. А главным героем произведения выступает Николай Елизаров — Цзян Цзинго, сын Чан Кайши, дважды избиравшийся президентом Тайваня.

По настоянию отца Цзян Цзинго учился в Москве в «Университете народов Востока» вместе, кстати, с другим великим китайским реформатором Дэн Сяопином, а затем в Ленинградской военной академии. В стране Советов Цзян Цзинго провел юность и начало зрелой жизни, работая в тогдашнем Свердловске редактором газеты.

Описываемые на первых страницах «Вакцины от счастья» коллизии относятся к одному из самых сложных и трагических периодов истории Советской России – тридцать седьмому году прошлого столетия. При этом на многие вопросы, до сих пор порождающие споры в обществе, авторы романа пытаются ответить на его страницах. В том числе это касается роли и значения личности Сталина, которому в произведении отведена заметная роль.

Это попытка объективно разобраться в мотивации его поступков, и в том жутком клубке внутренних и международных проблем, которые ему накануне Второй мировой войны приходилось распутывать и решать. В частности, связанными с событиями на Дальнем Востоке, где Япония в те годы реально угрожала нашей стране, а отношения с Китаем приобретали особую остроту и международную значимость.

Авторы серьезно поработали с историческим материалом и открыли для современника много неожиданных свидетельств того трудного времени, связанных, как с жизнью «простых тружеников», так и партийной элиты.

История сына Чан Кайши в России сама по себе тянет на остросюжетный роман. В СССР, к тому же, он не только получил образование, но и обрёл надёжную спутницу жизни – комсомолку, токаря с «Уралмаша», позже, волею судьбы, ставшую первой леди Тайваня.

О длительном пребывании китайского политика в стране Советов, как и о его дальнейшей биографии, когда вернувшись на родину, Цзян Цзинго был через определенное время избран президентом Китайской республики Тайвань, большинству россиян и сегодня мало что известно. И это при том, что господин Цзян Цзинго наряду с руководителями Кореи и Сингапура, по праву зовётся «азиатским тигром». Все трое великие реформаторы, явившие миру экономическое чудо. Но преобразователю Тайваня пришлось труднее. Ведь господин Цзян получил остров от своего отца, Чан Кайши, с населением, едва сводившим концы с концами.

Островное государство много лет существовало на военном положении. Чан Кайши не признавал многопартийности, и правил при помощи одной партии – Гоминьдана. Возглавив Китайскую Республику, его сын провёл демократические реформы, отменил военное положение и смертную казнь, разрешил поездки к родственникам на континент, ослабил цензурный прессинг. Даже без наличия природных ресурсов и крупных инвестиций, где только четверть площадей была пригодна для сельского хозяйства, опираясь лишь на науку и передовые технологии, за десятилетие он превратил Тайвань в райский уголок земли.

За два его президентских срока бедняков в двадцатимиллионной стране практически не осталось — разрыв в оплате труда между богатством и бедностью снизился до трёх крат. Не прибегая к насилию и репрессиям, он вывел Китайскую Республику Тайвань в число самых передовых государств мира. В начале 90-х годов ежегодный средний доход на душу населения Тайбэя составил свыше семи тысяч долларов. Таким образом, Цзян Цзинго создал не просто богатую страну, а всенародно богатую. Причем за годы его правления эта идея стала общепризнанным фактом…

Личность героя романа, его удивительная биография, как и само время, в которое он жил в России, позволяют многое объяснить и в нашем непростом прошлом, и нарисовать это прошлое не одной белой, или черной красками… Поскольку, как известно, мир сложнее любых умозрительных схем.

Любая эпоха несет в себе множество оттенков и роман «Вакцина от счастья» дает возможность обществу об этом еще раз задуматься и в этом еще раз убедиться. А сама незаурядная личность одного из создателей «Тайваньского экономического чуда», в этом я убежден, также будет интересна читателям. Помимо прочего, учитывая остроту вопроса наших взаимоотношений с Востоком вчера, сегодня, завтра, я бы, говоря нынешним языком, добавил, что и в этом плане роман находится в самом, что ни на есть тренде. Достаточно сказать, что после смерти Цзян Цзинго 13 января 1988 года, ЦК Компартии Китая направил соболезнование по поводу его кончины, а китайская пресса писала, что его деятельность «отвечала интересам Китая и всей китайской нации и войдет в историю».

Роман «Вакцина от счастья», несомненно, следует отнести к творческой удаче, как авторов, так и издательства «Художественная литература».