О фронтовой юности сапера Владимира Лепилина, его сестры Антонины, об их боевых товарищах и послевоенной судьбе

Ты помнишь, сапёр? Ты помнишь, сестра?

Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в нашей семье. У нас воевали мой отец, дед жены и моя тетя - сестра отца. Мама, тогда Валентина Васильевна Полевова, 14-летним подростком работала по 12 часов на военном заводе, она делала ящики для снарядов. Мой отец, Лепилин Владимир Дмитриевич, родился в Москве в 1925 году. Его родителями были Дмитрий Матвеевич Лепилин и Степанида Андреевна Кондратьева, выходцы из крестьян Рязанской губернии. Владимир был младшим ребенком в семье. У него были две сестры – Анна и Антонина.

Семья ещё до рождения сына обосновалась в Москве. Отец пошёл воевать в 17 лет - приписал к своему возрасту год, что делали тогда очень многие. Призывался в Измайлово – в тогдашнем Сталинской райвоенкомате.

С января по май 1943 он проходил обучение в отдельном запасном сапёрном батальоне, и с мая 1943 по август 1945 года – воевал сапёром. Владимир Дмитриевич служил в специальном подразделении (178-м отдельном моторизованном инженерном батальоне – ред.) 4-го гвардейского стрелкового корпуса, который входил в Центральный, а затем – 1-й Белорусский и 2-й Белорусский фронты.

Заканчивал войну отец во 2-й Ударной армии уже в составе 41-й краснознамённой мото-инженерной Ордена Суворова бригады Резерва Главного командования, которую направили в Восточную Пруссию.

Он много рассказывал нам, как рискуя жизнью, ползал по нейтральной полосе, ставил и снимал минные заграждения. Вспоминал он и о своих боевых приключениях в роли посыльного, когда он практически лоб в лоб столкнулся с фашистами. О том, как любил петь вместе с сослуживцами между боями.

А ещё он иногда вспоминал о том, как бойцы, предчувствуя опасность, думали о том, что могут погибнуть. Так, увы, и произошло со многими его боевыми товарищами. Но отцу наверно везло, и за всю войну он получил только одно лёгкое ранение. Его мама, Степанида Андреевна, за время войны получила несколько благодарственных писем от командиров части, в которой служил отец. Приведу только одно из них.

Владимир Дмитриевич – кавалер Ордена Славы III степени. В его наградном листе написано вполне достаточно, чтобы в который раз понять – такие награды просто так никому не давали. Не случайно «Славу» солдаты сразу приравняли к Георгиевскому кресту:

«Красноармеец Лепилин В.Д. особо отличился при выполнении боевого задания по минированию переднего края нашей обороны на левом берегу р. Вислы. В сложной боевой обстановке под огнём противника в нейтральной зоне за две ночи установил 25 штук противотанковых мин.

Во время наступления наших частей под сильным ружейно-пулемётным и миномётным огнём противника тов. Лепилин В.Д. перенёс и установил 100 шт. противотанковых мин, а также он сделал два прохода в минных полях. Эти проходы обеспечили при наступлении выход танков и артиллерии на с. Домбрувки. Село Домбрувки было взято нашими войсками.

Ходатайствую о награждении Красноармейца Лепилина В.Д. Орденом Славы III степени

Командир батальона майор Белоус

Начальник штаба ст. лейтенант Метельков».

Они дошли до Кёнигсберга

Также отец был награжден Медалью «За отвагу», которая пользовалась особым уважением среди солдат, так как к ней представлять могли и младшие командиры, сражавшиеся с ними бок о бок. Мы отыскали на сайте «Подвиг народа» наградной лист, который здесь тоже нельзя не процитировать:

«Ефрейтор Лепилин особо отличился при сопровождении самоходной артиллерии на подступах к г. Гдыня. Нашим самоходным установкам преграждал путь противотанковый барьер, подходы к которому простреливались автоматно-пулемётным огнём противника Рискуя жизнью, действуя решительно и смело, ефрейтор Лепилин увлёк за собой группу бойцов и под автоматно-пулемётным огнём п-ка (противника – ред.) взорвал противотанковый барьер, чем способствовал успешному продвижению самоходных установок в г.Гдыня».

В январе 1945 года отец освобождал Варшаву, за что также получил боевую медаль.

Сапёр Владимир Лепилин дошёл до Кёнигсберга, там и закончил войну в звании младшего сержанта. За образцовое несение военной службы, мужество и героизм, проявленные в боях с фашистами, он был направлен в Москву для участия в Параде Победы 1945 года. На кадрах исторической хроники можно увидеть и моего отца, марширующего по Красной площади 24 июня 1945 года.

Его старшая сестра, Лепилина Антонина Дмитриевна, тоже воевала, служила техником в знаменитом женском бомбардировочном полку под командованием Марины Расковой. Сначала он был просто номерным - 587-м, а позже, когда командир полка трагически погибла вместе с экипажем, носил её имя и стал 125-м гвардейским пикировочно-бомбардировочным полком.

Полк входил в состав 4-й бомбардировочной Борисовской дивизии, гвардейской и Краснознамённой, которая бомбила фашистские тылы и позиции от Смоленска и до Кёнигсберга. Где-то там они, наверное, могли бы встретиться с братом, но никаких сведений или воспоминаний об этом, к сожалению, в семье не осталось.

Им повезло остаться в живых

Владимир Дмитриевич закончил службу в 1947 году, из сапёров он был переведён в артиллерию. Дослужился правда, только до заместителя командира орудия артиллерийской бригады. Он был наводчиком 85-мм пушек и 152-мм гаубиц. После войны отец трудился на военном авиационном заводе «Салют» модельщиком.

В отличие от младшего брата, Антонина Лепилина прошла практически всю войну. На аэродромах, которые полк должен был менять едва ли не постоянно, она чинила самолёты наших прославленных лётчиц и прикрепляла к ним тяжелые бомбы.

Войну Антонина Дмитриевна закончила в звании гвардии сержанта технической службы. Награждена Орденом «Красного знамени», медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Кавказа». К 40-летию победы получила также Орден Отечественной войны II степени.

Владимир Дмитриевич Лепилин, после войны на авиазаводе "Салют"

Я и мои сыновья всегда будем помнить воинские подвиги моего отца, его сестры, участников Великой Отечественной войны, трудовые подвиги мамы, участника трудового фронта, гордиться их вкладом в нашу Великую Победу.


Сергей Владимирович ЛЕПИЛИН - старший преподаватель кафедры гуманитарных наук Российского государственного геологоразведочного университета (МГРИ).