Саудовская Аравия готовит России еще один «урок», который тоже останется невыученным

Есть ли поводы для роста?

Ценовая война на рынке нефти между Саудовской Аравией и Россией не окончилась, а лишь встала на пазу: в текущей обстановке никому из противников невыгодно ее продолжать. Но когда нефтяные котировки вернутся к 50−55 долларам за баррель, борьба за ключевые рынки сбыта может возобновиться, прогнозирует директор направления корпоративных рейтингов S&P Global Ratings в России Александр Грязнов. По оценкам S&P, до таких уровней цены могут подрасти уже в 2021−22 году (прогноз средней цены Brent на этот год — 30 долларов за баррель). Получается, что ценовая война может снова вспыхнуть уже в будущем году.

Мотивация к новому демпингу у Саудовской Аравии появится, если нефть дойдет хотя бы до 40 долларов за баррель, тогда ценовая война действительно может возобновиться, соглашается вице-президент «Золотого монетного дома» Алексей Вязовский. Но, по его мнению, это верхняя граница диапазона, до которой цены на черное золото сумеют добраться в будущем году при благоприятных условиях.

Отскок к 30 долларам за баррель, который сейчас наблюдается, по мнению эксперта, — временный и связан с двумя факторами. Первый: Китай сильно активизировал закупки нефти в свои резервы по низкой цене, но как только они заполнятся, спрос со стороны КНР заметно упадет. Второе явление более длительное, но тоже временное — до рынка нефти дошли горячие деньги ФРС, та ликвидность, которой регулятор накачивал финансовую систему: часть этих средств попала на нефтяной рынок (инвестиции во фьючерсы).

Ситуация с переизбытком нефти никуда не делась, поэтому, скорее всего, летом цены развернутся вниз и пойдут ниже 30 долларов за бочку. Чтобы цены на нефть начали повышаться, мировая экономика должна начать расти, а этого сейчас не предвидится. Пока поводов для оптимизма я не вижу, — замечает аналитик.

Кто вне конкуренции?

Говорить о долгосрочном восстановлении спроса на нефть можно будет лишь тогда, когда удастся наконец разработать и внедрить вакцину от коронавируса, считает Вязовский. Средняя цена нефти в этом году, по его мнению, составит 20−30 долларов за баррель.

Новое снижение стоимости заставит широкий круг участников рынка, включая США, сесть за стол переговоров, чтобы договорится о еще большем сокращении добычи, соответствующем выпавшим объемам спроса, прогнозирует эксперт. В случае успеха в следующем году цены могут вернуться в диапазон 30−40 долларов за баррель. Но роста к 50 долларам за бочку аналитик ни при каком сценарии не видит.

То, что ценовые войны на нефтяном рынке продолжатся, было очевидно и раньше, соглашается с коллегами руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Спрос на нефть рекордно снизился, и восстановление может занять годы из-за вызванного коронавирусом кризиса. В такой ситуации конкуренция между производителями усиливается многократно, поясняет он. Вытеснение России с нефтяного рынка позволит остальным участникам ОПЕК+ больше не снижать добычу.

В среднем на мировой рынок Россия поставляет более 5 миллионов баррелей нефти в сутки. Такое сокращение предложения за счет одного поставщика-конкурента вполне устроит Саудовскую Аравию, которая всегда сможет восполнить этот объем и получить дополнительную прибыль. Кроме того, выпадение российских объемов с рынка резко повысит котировки нефти, в чем также нуждается королевство, — рассуждает эксперт.

Вся текущая ситуация с постепенным сокращением объемов добычи и снижением экспорта грозит потерей доли рынка, которую сейчас занимает Россия, предупреждает он. Последствия этого — потеря нефтяных (потом еще и газовых) доходов бюджетом РФ, которые составляют более половины бюджета. При этом, по мнению аналитика, все может произойти раньше 2021 года.

В перспективе текущего года на протяжении второго квартала прогнозируется уровень цен не выше 40 долларов за баррель, к концу года (при условии увеличения спроса) рост может продолжиться до 50 долларов за баррель,

Никто не выиграл, проиграли все

Но есть и другая точка зрения. Ситуация февраля-марта достаточно четко показала, что такое ценовая война, отмечает начальник отдела экспертов по фондовому рынку «БКС Брокер» Василий Карпунин. Хотя определенную роль сыграл фактор коронавируса, развал сделки ОПЕК+, безусловно, обеспечил значительную часть обвала нефтяных цен.

Я не думаю, что стоит ставить на сценарий возобновления ценовой войны. В теории игр от этого теряют все, — уверен он.

На горизонте года эксперт не ждет возврата цены Brent выше 50 долларов за баррель, поскольку спрос останется подавленным и не вернется к уровню 2019 года, а при устойчивом и продолжительном росте WTI выше 40 долларов за бочку вновь начнется возобновление добычи в США.

Диапазон 40−45 долларов за баррель выглядит равновесным к концу года при завершении пандемии. Естественно в моменте возможны сильные отклонения, но они впоследствии будут сглаживаться факторами избыточного или наоборот недостаточного предложения, — прогнозирует аналитик.