Россия вошла в пятерку стран Европы с худшими потребительскими настроениями

Россия оказалась в пятёрке стран, где потребительские настроения на фоне коронавирусной пандемии ухудшились сильнее всего. Во втором квартале 2020 года индекс потребительской уверенности упал на 19% по сравнению с первым, опустившись до отметки в - 30%. Об этом говорят данные исследования Индекса потребительских настроений Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ.

Этот индекс рассчитывается, исходя из опросов населения по разным критериям. В том числе у респондентов интересуются их запланированными крупными тратами, сбережениями и личным материальным положением.

Для сравнения, в Дании он снизился только до –2%, а в Швеции — до –5%. Кроме России, в пятёрке стран с самыми пессимистичными потребительскими настроениями – Португалия, Словения, Греция и Испания.

Специалисты ВШЭ при этом отметили, что в предыдущие кризисы индекс падал сильнее: в 2015 году — до –32%, в 2009-м — до –35%, в 1998–1999 годах — до –45%. Однако нынешний кризис отличается тем, что показатели рухнули всего за один квартал.

«Во время предыдущих кризисных эпизодов отрицательный эффект был накопительным, а индекс потребительской уверенности терял одномоментно не более 14–15%»,— говорится в исследовании.

Во время опроса 43% заявили, что за прошедший квартал их материальное положение ухудшилось, и только 10% верят, что в ближайший год ситуация начнет улучшаться.

Второй тревожный сигнал: самые пессимистичные настроения оказались в среде самых работоспособных, производительных людей – у респондентов 30-49 лет. Эта категория людей сильнее всего пострадала от кризиса: кто-то лишился работы, кто-то потерял свой бизнес. Обычно кризис сильнее всего бьёт по людям старшего возраста, но пандемию они переживают с меньшими потерями. Пожилые люди работают в основном в бюджетных организациях, так что их доходы если и упали, то не сильно. Кроме того, им положена государственная поддержка в виде оплачиваемых больничных, чтобы отсидеться дома и не подвергать своё здоровье опасности COVID-19.

Эксперт НИУ ВШЭ Георгий Остапкович отмечает, что ухудшение благосостояния людей среднего возраста – тенденция крайне негативная. Ведь именно эти люди больше всего склонны к предпринимательским рискам, инновациям, они материально помогают младшему и старшему поколению, формируют потребительский спрос.

Ранее исследование аналитического портала Сбербанка SberIndex показало, что потребительский спрос в России не меняется уже несколько недель и, таким образом, вышел на плато. Индекс потребительской активности достиг отметки 77,1 из 100.

Несмотря на восстановившийся в целом спрос пандемия коронавируса все еще влияет на продажи в некоторых категориях. В частности, из-за ограничения передвижения продажи препаратов от отравления в аптеках с начала года сократились почти на 13% и продолжают падать.